«Проект»* разбирался, сколько ученых покинули Россию и как усилилась цензура в отношении их работы. Журналисты установили имена 28 заметных ученых и преподавателей ведущих вузов, уехавших из страны, хотя реальная цифра значительно больше. Также расследователи выяснили, что из библиотек вузов требуют убирать книги с упоминанием ЛГБТ. Грантовую поддержку получить также сложнее: фонды больше предпочитают «патриотические» исследования.
Расследователи установили имена 28 ученых и преподавателей ведущих вузов. Но только организация Scholars at Risk вывезла из России 200 человек, еще 62-м помог уехать немецкий фонд Александра фон Гумбольдта. А в чатах для релокации больше 6000 ученых.
Российские ученые организовали учебные программы за рубежом. Например, в Черногории бывшие сотрудники Московской высшей школы социальных и экономических наук создали учебную программу Liberal arts & Science. Руководитель программы Ксения Лученко, бывший сотрудник Шанинки, говорит, что заявок на работу от российских преподавателей больше, чем вакансий.
Программы в российских вузах после начала боев в Украине «отцензурировали». Так, в МГУ убрали модуль «Политическая журналистика», а в РАНХиГС — программу Liberal Arts. Из НИУ ВШЭ убрали специализацию в магистратуре «Права человека и демократическое управление».
Ученые рассказывают, что авторство несогласных со «спецоперацией» и политикой страны ученых начали вычеркивать из научных публикаций. То же самое касается иноагентов: их публикации требуют удалять с ресурсов вузов.
В библиотеки вузов начали поступать требования убрать книги с упоминанием ЛГБТ. При этом в число «пропагандирующих» нетрадиционные отношения включили даже Харуки Мураками.
«Всего в различных журналах сняли с публикации около двух десятков статей. А сколько статей об ЛГБТ теперь просто не будет написано — даже представить страшно», — считает социолог Анна Кулешова.
Серьезные изменения ждут и студентов. Им рекомендуют не писать о теории тоталитаризма и Ханне Арендт, зато предлагают готовить работы о вооруженных провокациях на Донбассе, начале и целях СВО, санкционном давлении Запада на Россию, вхождении украинских регионов в состав России.
Грантовая поддержка теперь также больше доступна для «патриотических» исследований. Такие проекты получают больше средств, хотя ни в одном из них не указано, как начальная военная подготовка может помочь науке. В Российском научном фонде и вовсе выдали деньги на проекты, которые расскажут, как подготовить «транзит власти в пост-Украине» и создать «новую систему права» для «ДНР» и «ЛНР».
Фото: Знак Z на здании Уральского государственного экономического университета/It's My City.*«Проект» российские власти считают «нежелательной» организацией.