Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Родное

Зеленый день календаря?

22.06.2010 | Гордеев Ян | № 21 от 21 июня 2010 года

В России предлагают ввести новый праздник — День принятия ислама
День принятия ислама — новая памятная дата может появиться в официальном ежегоднике. Такой законопроект внесли в Государственную думу парламентарии Татарстана. Каковы цели — выяснил The new Times 

С идеей внести в перечень памятных дат России новый праздник — День принятия ислама — депутаты Татарстана обратились в Госдуму 10 июня: вскоре после того, как весной с инициативой отмечать День крещения Руси выступило правительство России. Соответствующий закон, вносящий изменения в календарь памятных дат, был принят Госдумой 21 мая, одобрен Советом Федерации 26 мая, а 1 июня подписан президентом России Дмитрием Медведевым. Впервые новый праздник страна отметит 28 июля. У православных теперь есть свой праздник, а у мусульман такого праздника нет — рассудили власти Татарстана. По мнению парламента республики, День принятия ислама должен подчеркнуть равенство двух основных конфессий и напомнить россиянам о том, что история страны — это не только история Руси.

Чей праздник

В мае 922 года языческая Волжская Булгария, на чьей территории находится современный Татарстан и чьей культурной и исторической правопреемницей республика себя считает, приняла религию пророка Мухаммеда — так говорят летописные хроники. С тех пор эта часть Поволжья стала мусульманской. Через 630 лет Иван Грозный завоевал Казань, и Россия приобрела не только территорию бывшего булгарского государства, но и его историю и культуру. Во всяком случае, наследники древней Булгарии, депутаты Татарстана, считают именно так. Впрочем, ни для кого не секрет: все более или менее значимые политические предложения в Татарстане не появляются без одобрения одного очень влиятельного татарина — бывшего главы республики, а ныне государственного советника Минтимера Шаймиева, который после отставки с президентского поста по-прежнему остается значимой фигурой на местном политическом олимпе. По информации The New Times, идея обратиться к федеральным властям с просьбой дополнить государственный календарь новой памятной датой принадлежит именно ему — депутаты лишь эту идею оформили.

Борьба за первенство

Между тем Минтимер Шарипович, по собственному признанию, человек неверующий. Он был воспитан в атеистическое время и ломать самого себя не стал, когда после падения коммунистического режима бывшие коммунисты стали изображать набожность. Но именно по его инициативе в региональном календаре Татарстана появился выходной день: мусульманский праздник Курбан-байрам — окончание священного месяца Рамадан, а сегодня он ратует за утверждение Дня принятия ислама в качестве общероссийской государственной памятной даты. Для Шаймиева этот новый праздник, если он будет принят, станет его собственной победой и победой для Татарстана. Ведь это не единственная традиционная исламская республика в составе России. Есть Северный Кавказ, где стремительно набирают влияние такие мусульманские регионы, как Дагестан, Чечня и Ингушетия. Татарстан на фоне этой троицы выглядит вполне светским. Кроме того, на Кавказе ислам приняли раньше, чем в Поволжье, хотя Кавказ и вошел в состав России много позже. День принятия ислама, по замыслу авторов идеи, выделит Татарстан среди мусульманских регионов России. Пусть даже эта памятная дата не будет принята в кавказских респуб­ликах, которые дорожат своей историей и своими традициями. Татарстан выступает с чисто политическим предложением, которое лишь для проформы окрашено в исламские цвета. У любого праздника есть своя история, и день принятия ислама, по идее, должен рассказывать об общей истории мусульманской уммы (общины) России, тогда как в нынешнем виде он будет лишь отсылать к древней истории Татарстана, ведь принятие мусульманской веры Волжской Булгарией не имеет отношения к другим мусульманским республикам.
Кроме того, с конца прошлого года российские мусульмане ведут активные переговоры об учреждении единого канонического исламского управления, как это было до революции 1917 года. Тогда в Уфе действовало Духовное управление магометан, которое ведало делами мусульманской уммы и руководило повседневной жизнью мусульман Российской империи. Сегодня в России три таких центра: Духовное управление, Координационный совет мусульман Северного Кавказа и Совет муфтиев России. Процесс объединения пока буксует, идет борьба за власть, мусульмане никак не могут решить, кто же будет руководить объединенным управлением. В каждом мусульманском регионе, от Чечни до Башкортостана, выдвигают свои аргументы и свои кандидатуры.

Обойти конкурентов

Проект «День принятия ислама» в Татарстане собираются использовать для утверждения республики как мусульманского центра России. В Казани рассчитывают, что Москва поддержит этот вариант, поскольку ситуация на Северном Кавказе по-прежнему остается нестабильной: России лучше иметь исламский центр в спокойном Поволжье, чем на горячем Кавказе. Тем более что ислам в республике присутствует скорее как культурная особенность и не имеет фундаменталистского окраса, как в Махачкале или Грозном, где недавно разгорелся скандал вокруг девушек, которых на улице расстреливали шариками с краской за то, что они вышли из дома без платка на голове.
Руководство Государственной думы пока не выразило своего отношения к инициативе коллег из Татарстана. Некоторые депутаты высказали сомнения в необходимости такой памятной даты, зато публично поддержал инициативу глава Совета Федерации Сергей Миронов. Минтимер Шаймиев заявил, что праздничный День принятия ислама будет внесен в календарь в любом случае. Даже если это не сделают на федеральном уровне, Татарстан самостоятельно утвердит историческую дату в своем региональном календаре.
162-30-01.jpg


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.