«Через сотруд­ни­чест­во и добро­со­сед­ство мы можем скорее избавиться от фобий»

15.06.2010 | Янис Урбанович, руководитель фракции «Центр согласия» в Сейме Латвийской Республики

В Латвии нет консенсуса по поводу событий 70-летней давности, как нет его и в России. Думаю, что это легко объяснить. Коль скоро независимость в Латвии «восстановили», а не создали, от этого пошли другие несправедливости — таковой я считаю, например, институт «неграждан». Эти люди никуда не уехали, остались здесь, и их статус мешает не только им самим, а всем, и прежде всего гражданам, потому что расколотое общество очень уязвимо. Особенно в период кризиса.

Одна из причин, почему у нас в обществе разное отношение к советскому прошлому, к сегодняшней дате и даже ко всей войне — в том как раз, что люди смотрят на исторические даты исходя из своего собственного положения. Несправедливость, которую они ощущают сегодня по отношению к себе, корректируют их отношение к событиям прошлого. С другой стороны, сегодняшние формулировки влияют и на перспективу. Была или не была оккупация — для одних это вопрос исторической справедливости, для других — возможность претензий к России как к правопреемнице СССР, а для многих — их собственный статус: если была оккупация, то тогда есть и оккупанты и их потомки, в том числе те, которые родились после восстановления независимости в 1991-ом году.
То есть отношение к датам не такое простое. Момент, когда мы сможем на историю смотреть как на историю, не делать из этого сегодняшнюю или завтрашнюю политическую «разводку», не пользоваться историческими событиями для того, чтобы кому-то насолить, пока не пришел. Он придет тогда, когда люди перестанут аплодировать разным попам Гапонам, толкающим толпу на толпу. Плюс когда нас перестанут подстрекать с Востока и Запада. И наконец, когда у вас поймут, что мы зависим и от вас, от ваших клише и лозунгов, потому что смотрим ваш телевизор, живем в вашем информационном пространстве.

Экономический кризис показал, что надежды на халяву, которые были при вступлении Латвии в Евросоюз, не оправдались. Выяснилось, что европейцы прагматики и не собираются помогать другим в ущерб себе. У нас идет в этом отношении ломка, и в этой ломке появляются взгляды в сторону востока — большого, необъятного российского рынка услуг и товаров, куда мы можем поставлять свои продукты. Плюс для сотрудничества у нас есть Юрмала, наши незамерзающие порты и т.д. Я думаю, что через сотрудничество и добрососедство мы можем скорее избавиться от фобий. И выяснится, что соседи не такие и страшные, что у них похожие проблемы, их даже, страшно подумать, больше, чем у нас. Не надо только всякий раз отвлекаться на политиканов, а надо спокойно, прагматично двигаться вперед. Мне кажется, это хороший способ подойти и к больным историческим вопросам.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.