#Деньги

Нагреть и обобрать

08.06.2010 | Алякринская Наталья | № 19 от 07 июня 2010 года

Сбербанк не хочет отвечать за мошенничество своих сотрудников

Скандальная история о крупных хищениях в Стромынском отделении Сбербанка на сумму 5,6 млрд рублей, которая тянется с 2006 года, получила неожиданное продолжение. В Тверской районный суд Москвы поданы жалобы с требованием признать потерпевшими тех, кто стал жертвой мошенничества со стороны банковских работников. Кто прав и кто виноват — разбирался The New Times 

33-летний Александр Кашаев был в отчаянии: у матери обнаружили тяжелое заболевание, денег на лечение не было. Чтобы их скопить, он устроился водителем такси. Коллеги были в курсе ситуации. Однажды диспетчер Светлана доверительно сообщила ему: есть возможность «быстро подзаработать». И рассказала о неких богатых людях, которые по разным причинам не могут оформить кредит в банке и нуждаются в человеке, который смог бы официально выступить заемщиком. За это Александру полагалось вознаграждение — около $1000.

Черные благодетели

160-28-01.jpgВскоре через Светлану Александр познакомился с неким Валерием. «На вид ему было лет 40, — рассказывает Кашаев. — Хорошо одет, разговаривал мягко, интеллигентно и совсем не производил впечатление криминального элемента. Я ему доверял». Именно Валерий занимался оформлением кредита: подготовкой документов, организацией встреч с сотрудниками Стромынского отделения Сбербанка России, поиском поручителей. От Александра требовалось только вовремя подписывать нужные бумаги. Его возили по разным офисам и нотариусам, знакомили с людьми. «Помимо Валерия моим делом занимался некий Александр, которого я чаще всего видел в Стромынском отделении Сбербанка, — рассказывает Кашаев. — Было видно, что он состоял в приятельских отношениях с сотрудниками банка. Когда мы приезжали в банк, как правило, он уже ожидал нас вместе с банковскими служащими».
7 апреля 2006 года Кашаев подписал окончательный договор — о выдаче кредита на сумму €1 475 700. Его не смутила огромная сумма: «Валера и Александр мне обещали своевременно платить по кредиту, — говорит Александр. — Сами деньги я в руки не брал. Вместо меня их получил в кассе банка неизвестный мне мужчина». Кашаеву сказали, что на эти средства будет приобретен земельный участок в Истринском районе Московской области для строительства коттеджа.
С тех пор долгое время Александра никто не беспокоил. Гром грянул в конце 2008 года: он узнал, что платежи по кредиту были прекращены. Кашаев тут же связался с Валерием. «Ничего страшного не происходит, все скоро наладится», — ответил тот. Однако вскоре Преображенский районный суд Москвы по иску Стромынского отделения Сбербанка постановил взыскать с Александра Кашаева всю сумму кредита и задолженность по процентам в размере 57 671 683 рубля. А Валерий перестал отвечать на звонки. «Таких денег я за всю жизнь не заработаю, — признался The New Times Александр. — Не вижу иного выхода, как только отстаивать свои права. Иначе как мне вырастить двоих детей?»

Порочный гигант

Александр оказался не единственной жертвой мошенничества. Только в «стромынскую» схему было вовлечено более 100 человек. Позже выяснилось, что подобные аферы проворачивались в Люблинском и Краснопресненском отделениях Сбербанка. Однако в прессу информация об аферах банка, происходивших в 2006–2007 годах, впервые попала лишь в 2009 году. Писал о криминальных схемах Сбербанка и The New Times ( см. статью «Кредиты за откаты» в № 34 от 28 сентября 2009 года ). По данным Главного следственного управления при ГУВД Москвы, в Стромынском отделении Сбербанка в 2006–2007 годах было совершено хищение денежных средств в особо крупном размере — $109 млн и €54 млн путем получения 108 кредитов по поддельным документам. Эти деньги получались в виде кредитов на строительство и приобретение жилья.
Наличие финансовых аферистов и легковерных клиентов банков — не новость. Остается открытым вопрос: как такое могло произойти в крупнейшем государственном банке страны? «До прихода Германа Грефа в Сбербанке не существовало единой системы выдачи кредитов, — объясняет Алексей Навальный, миноритарный акционер Сбербанка. — У его отделений очень сильно разнились системы работы и программного обеспечения. Этой неразберихой и неповоротливой структурой и воспользовались жулики». «Чем крупнее банк, тем больше вероятность таких случаев, — замечает Сергей Гуриев, независимый член совета директоров Сбербанка. — В оправдание Сбербанка могу сказать, что после случившегося он резко усилил контроль над рисками и зло­употреблениями».
 

Потерпевшим в деле о мошенничестве 
объявлен банк, сотрудники которого 
сами организовали преступную схему  


 
Павел Медведев, депутат Госдумы, вспоминает, что в начале 1990-х подобное происходило в Сбере едва ли не ежедневно. «Тогда это был просто безобразный банк, — вспоминает Медведев. — Приезжаешь в какой-нибудь город и слышишь циничную шутку: «Если увидите красивый особняк — знайте: это дом местного начальника Сбербанка». По словам депутата, возможность для зло­употреблений давали правила, которые сохранялись в банке с советских времен: по ним некоторым категориям людей (в том числе местным начальникам Сбербанка и депутатам) выдавались практически бесплатные кредиты: в начале года они брали заем, на который можно было построить тот самый особняк, а к концу года отдавали кредит, подешевевший за этот период из-за высокой инфляции в десятки раз.
Нынешнее дело, в отличие от афер начала 1990-х, похоже, обещает закончиться конкретными приговорами. «К чести нового руководства Сбербанка, оно решило вынести сор из избы», — замечает Алексей Навальный. Действительно, глава Сбербанка Герман Греф обратился лично к министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву с просьбой поручить расследование лучшим следователям. «Указанное дело возбуждено по инициативе и на основании заявления Сбербанка, — подтвердили The New Times в пресс-службе банка. — Этому предшествовала кропотливая работа подразделений банка по выявлению участников преступления и схемы хищений».
Однако остается открытым вопрос: что будет с теми, кто стал жертвами мошенников?

На грани отчаяния

«Оснований для признания вас потерпевшим по уголовному делу не имеется, поскольку преступные действия неустановленных лиц были направлены на завладение денежными средствами Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации, находящимися в Стромынском отделении № 5281 Сбербанка России ОАО. Материальный ущерб в особо крупном размере и ущерб деловой репутации в результате этих действий причинен указанному банку». Такой ответ был получен Кашаевым и другими обманутыми от следователей ГСУ при ГУВД по г. Москве. Иными словами, потерпевшим в деле о мошенничестве объявлен банк, сотрудники которого сами организовали преступную схему. Для простых смертных, которых втянули в аферу, это означает мрачную перспективу.
«Если эти люди и виноваты, то в своей наивности, — утверждает юрист Сергей Мешков, представитель Кашаева. — Единственный шанс на спасение должников — раскрытое уголовное дело, в котором они будут выступать в качестве потерпевших. Это позволит впоследствии отменить вынесенные решения судов о взыскании огромных сумм и предъявить гражданский иск настоящим организаторам аферы. Кроме того, непризнание должников потерпевшими лишает их защиты от давления судебных приставов». По словам юриста, в связи с тем, что главным «потерпевшим» является Сбербанк, суды и милиция в большинстве случаев поддерживают его позицию. Любопытный факт: большинство гражданских дел рассмотрены в отсутствие ответчиков. «Чаще всего заемщик узнавал о решении суда после того, как к нему приходили агрессивно настроенные судебные приставы, — замечает Сергей Мешков. — Качество правосудия при рассмотрении Преображенским судом данных дел наводит на разные мысли…»
Между тем, по словам юриста, в материалах гражданских дел по взысканию задолженности по кредиту нет ни одного реального доказательства, подтверждающего поступ­ление денежных средств в собственность заемщиков. «В договорах указано: кредит должен быть перечислен на счет банковской карты Сбербанка. Однако никто из заемщиков никакой банковской карты никогда не видел, — замечает Сергей Мешков. — Таким образом, нигде и ничем не подтверждено, что деньги реально поступили на счет заемщику, и никакие платежные документы в суд не представлены».
Сергей Мешков намерен дойти до Европейского суда по правам человека. Сегодня он представляет интересы четырех должников и поручителей. Всего таких обманутых — несколько сотен. Как правило, это представители малооплачиваемых профессий — шофер, служащая, автослесарь... «Аферисты брали нас за живое, пользовались бедой, тяжелой жизненной ситуацией», — сказала The New Times Ирина Д., одна из обманутых. Когда после ухода мужа она осталась с трехгодовалым ребенком и тяжело больной матерью на съемной квартире, предложение соседки пойти поручителем по кредиту в банк за $200 показалось выходом. Сегодня на Ирине висит долг — 45 млн рублей. Один раз она уже попыталась отравиться таблетками. Если уголовное дело решится лишь в пользу банка, Ирина не только останется в долгах на всю жизнь, но и может угодить под суд за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. А непотопляемый Сбербанк продолжит работу в полном соответствии со своей миссией, заявленной на корпоративном сайте: «Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты».


Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker, Сбербанк занимает 38-е место по размеру основного капитала среди крупнейших банков мира. Его филиальная сеть состоит из 18 территориальных банков и более 19 тыс. подразделений.

Из правил Сбербанка РФ:
• Быть больше, чем просто банк
• Проявлять внимание к каждому клиенту
• Строить отношения, а не продавать продукт
• Ежедневно улучшать себя и свое окружение
• Не использовать слабости клиентов
• Соблюдать не только букву, но и дух требований закона
Источник: Сбербанк РФ


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.