#Культура

«У большинства современных артистов проблемы с выражением мысли»

08.06.2010 | Левкович Евгений | № 19 от 07 июня 2010 года


160-48-01.jpg

Рэпер Noize MC, в миру Иван Алексеев, прогремевший на всю Россию с песней-разоблачени­ем вице-президента «ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова, выпустил «Последний альбом», в котором подтвердил репутацию чуть ли не единственного на сегодняшний день представителя шоу-бизнеса, пишущего остросоциальные, неполиткорректные песни, адресованные правительству, ментам, криминалу и олигархам. Как противостоять системе и одновременно собирать дворцы спорта — он рассказал The New Times

Cтандартная для рэпера биография: родители-алкоголики, подворотни, уличные банды, наркотики и т.п. Ты же из приличной семьи, школу окончил с золотой медалью, поступил на факультет информатики РГГУ. Как попал в эту тусовку?
На самом деле хорошо учиться не значит быть изолированным от всего вокруг. Естественно, у меня не было свободного времени, которое бы я не знал куда деть, и в отличие от многих своих сверстников наркоманией я не закончил. Но актуальной на то время музыкой увлекался, общался с людьми, которые эту музыку слушают, — с брейкерами, гранжерами, рэперами.

По твоим песням складывается ощущение, что ты асоциальный тип. Или это игра?
Я бы так не сказал. Конечно, я нахожусь в социуме, но внутри него всегда стараюсь построить свой микромир, внутренний и психологический климат которого меня устроит. Вот группа — мой микромир, за пределы которого я выбираюсь только по надобности. Вообще не могу сказать, что открыт людям, особенно незнакомым.

Одна из самых жестких песен «Последнего альбома» — «Устрой дестрой»: «Я враг системы, а вы все козлы. Круто быть пьяным, молодым и злым». Что для тебя «система»?
«Круто быть пьяным» — это элемент банальной провокации. А под «системой» я понимаю тупые рамки и ограничения, многие из которых закреплены законодательно.

Например?
Ну я не понимаю, допустим, почему концерт на три тысячи человек должны охранять триста ментов. Наша аудитория — это что, потенциальные убийцы? Еще «система» — это привилегированное положение чиновников, которые в принципе не заслуживают никаких привилегий, потому что они — обслуживающий персонал. Ну и так далее...

Удивительно, как при этом тебя приглашают играть на вполне официальные мероприятия? (Интервью состоялось за несколько часов до выступления Noize MC на Молодежном дне занятости, организованном правительством Москвы. — The New Times.)
Я сам охреневаю, если честно. Все организаторские моменты проходят мимо меня — этим занимается директор. Я иногда только за день до концерта узнаю, куда нас позвали.

И что думаешь в таких случаях?
Оторвусь! Меня прикалывают такие ситуации.

Эти приглашения — показатель того, что в стране не так все плохо со свободой слова или же тебя еще просто не все знают?
Второе. Думаю, что чиновники, пытаясь заигрывать с молодежью, просто тыкают пальцем в небо: мол, кто там у нас сейчас самый модный рэпер?
Я же всегда буду говорить со сцены то, что хочу. Единственное, на таких мероприятиях, как сегодняшнее, есть табу на мат. Менты не докапываются до сути текстов, остросоциальные они или нет, — они их не слушают. А вот на слово «х*й» реагируют моментально. Так что рот от микрофона в нужные моменты я уберу. Что касается остального — все будет как обычно.

Часто на твоих концертах бывают проблемы с устроителями?
На сольниках — нет, на фестивалях, открытых площадках — да. Обычно в гримерку вваливаются истеричные личности в пиджаках и галстуках, которые кричат «запретить и не пущать!» До насилия, слава богу, дело пока не доходило.

По большому счету, из музыкантов сейчас активно протестуют только ты и Шевчук. Почему так?
Сложно сказать. У большинства современных артистов вообще проблемы с тем, чтобы четко сформулировать какую-то мысль. Поэтому их тексты представляют собой набор невнятных образов, слабо связанных между собой.
 

Менты не докапываются до сути текстов, 
остросоциальные они или нет, — они их не слушают. 
А вот на слово «х*й» реагируют моментально  


 
Возможно ли сейчас творческо-идейное объединение музыкантов, как было, например, в середине 80-х? У вас есть единомышленники?
Смотря что ты имеешь в виду под единомышленниками: тех, кто хочет вместе с нами вые*ваться, или тех, с кем мы просто близко общаемся?

Первое. С «Би-2» тоже все прекрасно общаются, а они выступают на сурковских заказниках...
С «Би-2» мы никогда дружить не будем, можешь написать это большими буквами. В таком случае единомышленников у нас раз-два и обчелся. Чача Иванов, Леха Проф из группы Tractor Bowling, группа «Кирпичи»...

Что будешь делать, если тебя в итоге «отцепят» от больших концертов, телевидения? На центральные каналы, как я понимаю, тебе уже путь заказан — после песни «В рот е**л я ваш Первый канал!» 
Мы все-таки живем во времена, когда востребованное у людей творчество так или иначе найдет себе дорогу — через интернет, кабельное ТВ и так далее. Вот «Гражданская Оборона» существовала же долгие годы, хотя была под запретом. Понятное дело, что они не как сыр в масле катались. Но какие-то концерты у них были и дворцы собирали.

Получается, протест снова в моде, и на нем даже можно неплохо заработать?
Получается, так. Вот панк-рок в Англии стал популярным в конце 70-х — время, когда социальные условия предполагали такую музыку, но по факту ее долгое время никто не писал. И тут появились Sex Pistols. Сейчас у нас примерно та же история. Хотя в целом все зависит не от протеста или хулиганства, а от того, что ты собой представляешь как автор.

Не могу не спросить об истории с вице-президентом «ЛУКОЙЛа». Следишь за ней?
Приходится. Дело пытаются замять. Никаких результатов экспертизы пока что не предоставлено, все откладывается, суда не было до сих пор. Обещали разобраться к концу апреля, а ничего не произошло. Но я рад, что люди не забывают. 70 процентов моих интервью начинаются с вопроса о Баркове. Кстати, официально песня вышла как раз на новом альбоме — значится как «скрытый трек». 

Вообще у пластинки какое-то апокалиптическое настроение...
Сейчас в целом мире такое настроение — ожидание конца света. Но дело не в том, состоится он или нет, а в том, что если все его заранее почувствуют, пусть даже иллюзорно, — есть шанс устроить неплохую движуху.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.