Одна из тенденций последних месяцев — как грибы после дождя в перелеске отечественной экономики начали расти всевозможные фонды. Буквально на днях в правительстве обсуждалась идея создать федеральный и региональные фонды капитального ремонта многоквартирных домов. В целях реформирования здравоохранения создается специальный фонд, куда пойдут страховые взносы ( cм. колонку Евгения Гонтмахера ). Минэкономразвития грезит созданием фонда прямых иностранных инвестиций. И самая примечательная инициатива в этом ряду — фактическое воссоздание Дорожного фонда.
Все эти начинания заставляют напрячься. Основания для беспокойства есть, и серьезные. Массовое «размножение» фондов мы уже проходили — в лихие, как сейчас принято говорить, 90-е. Чего только не успели тогда насоздавать: от фонда Минатома до фонда борьбы с преступностью. Плюс масса внебюджетных — вроде фонда занятости. Уже тогда было очевидно: каждый такой фонд — нечто вроде ремня безопасности, который делает существование чиновников, состоящих при этом фонде, нужным и осмысленным.
Неэффективность подобных структур была признана еще десять лет назад. Тогда же, в начале 2000-х, от фондов стали достаточно решительно избавляться. В том числе приняли решение об отказе от Федерального дорожного фонда и соответствующих территориальных фондов. А сейчас словно время повернулось вспять: Дорожный фонд опять воссоздается. И при этом никто не удосужился объяснить, что принципиально изменилось: почему десять лет назад фонды признавались злом, а сейчас вдруг стали благом. Да что там десятилетие назад! Еще в Бюджетном послании на 2008–2010 годы сказано, что значительную часть государственного финансирования строительства и реконструкции дорог целесообразно осуществлять из Инвестиционного фонда РФ. А сегодня, выходит, целесообразно уже совсем иное.


Никто не удосужился объяснить, что принципиально изменилось, если десять лет назад фонды признавались злом, а сейчас вдруг стали благом



На самом деле причины вдруг проснувшейся старой любви чиновников к тотальному фондированию совершенно понятны: нынешние времена с «лихими» девяностыми роднит одно важное обстоятельство — состояние бюджета снова не ахти какое. Для тех, кто запамятовал: дефицит федерального бюджета на 2010 год, согласно правительственным прогнозам, может составить 6,8% ВВП. Вот и вся разгадка: когда бюджетного пирога на всех не хватает, каждый ответственный чиновник стремится всеми правдами и неправдами «застолбить» собственный кусочек. Создание фондов предоставляет такую «счастливую» возможность.
И не нужно иллюзий: эта тенденция является опасной для нашей экономики. Во-первых, любой фонд — это дополнительные издержки с точки зрения администрирования расходов. А уж если он будет как-то организационно обособлен, такие издержки непременно возрастут. Во-вторых, в условиях провалившейся административной реформы образца середины 2000-х годов увеличивается риск нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств. В-третьих, создание новых фондов снижает прозрачность бюджетного процесса.
Помню, в начале моей оставшейся в прошлом чиновничьей карьеры один бывший начальник поинтересовался, какими фондами я буду распоряжаться. Я тогда не придал особого значения такому интересу. Но спустя некоторое время понял, почему именно этот вопрос оказался самым важным. Потому что административный вес чиновника определяется тем, какими деньгами он распоряжается.
С тех пор ничего не изменилось, разве что денег после кризиса стало меньше и вырывать их друг у друга ответственным лицам труднее. А значит, появление новых фондов не за горами. Вот только к решению истинных проблем экономики это никакого отношения не имеет!


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.