#Column

Казус Аризоны

01.06.2010 | Юнанов Борис | № 18 от 31 мая 2010 года

26 мая представительная делегация начальников полиции городов в штатах Аризона, Техас, Калифорния, Юта, Пенсильвания, Миннесота и Мэриленд встретилась в Вашингтоне с генпрокурором США Эриком Холдером и пожаловалась ему на губернатора Аризоны Джен Брюэр. Это по ее инициативе в конце июля в штате должен вступить в силу закон, по которому полицейские получат право останавливать для проверки документов «подозрительных лиц» на предмет проверки их статуса в США — вдруг они нелегалы, из-за которых в штате, как утверждает Брюэр, растет преступность. Латинос, арабы, азиаты — кого там еще имеет в виду, да не говорит открыто Брюэр? Аризонское нововведение — «плохое», сказали полицейские начальники Холдеру. Их очень беспокоит, что его готовятся перенять другие штаты, а 52% американцев, согласно опросам, «скорее поддерживают». Ну вот идет смуглокожий темноволосый человек — и что, сразу его на крючок? Как это? А если он чист и прозрачен как стеклышко? А если еще 20 таких же, как он, окажутся ни при чем? Ну, предположим, 25-й окажется нелегалом, но за что попали под подозрение остальные? Только за цвет волос и форму носа? И какой же тогда Америка «маяк свободы»? А может, она тогда «тюрьма народов»?
Новый закон, убеждены жалобщики, подорвет годами нарабатывавшееся доверие населения к полицейскому корпусу. Ведь как теперь может быть. К примеру, в семье иммигрантов отец бьет ребенка, а мать боится набрать «911» (полицию) — вдруг заодно попросят предъявить грин-карту или водительские права — так считает шеф полиции Миннеаполиса Тим Долан. «Нельзя обеспечивать безопасность большинства, прессингуя меньшинство. Оттого что люди будут бояться попадаться на глаза полиции, преступность не сократится, а только вырастет», — это мнение шефа полиции Лос-Анджелеса Чарли Бека. «Мы — за укрепление правопорядка, но не за счет гражданских прав», — это говорит начальник полиции Солт-Лейк-Сити Крис Бербэнк. Генпрокурор выслушал полицейских и по­обещал не медлить с «гласным решением».


Почему-то в США правоохранители то и дело оказываются правовым противовесом власти, в России — ее репрессивным придатком



Всякое сравнение, конечно, хромает. Но что делать, если параллели сами лезут в голову. От «плавильного котла» (Америка) до «многонациональной страны» (Россия) на самом деле не так уж и много шагов. Идея-то выживания одна: объединяй и властвуй себе на здоровье. Но почему-то в Америке правоохранители то и дело оказываются правовым противовесом власти, в России — ее неправовым репрессивным придатком. На эту тему изведены тысячи тонн словесной руды — увы, пока понапрасну. Так что давайте лучше помечтаем.
Я вот прямо так и вижу: мэр Лужков вызывает к себе начальника ГУВД. «На Кавказе неспокойно, — рассуждает градоначальник, — приезжие с юга, таджикские и киргизские гастарбайтеры заполонили Москву, везут к нам полиомиелит и прочую дрянь. Поэтому мы решили ввести постановлением мэрии строгий паспортно-антитеррористический режим, москвичи поддержат. Кого поймаем — тут же депортируем». Но начальник ГУВД, вместо того чтобы дать указание милицейским патрулям шмонать лиц с «неславянской внешностью», собрав команду солидарных с ним коллег, идет прямиком к главе Верховного суда РФ: «Неправильно это, нехорошо — выборочно проверять документы у нацменов и мигрантов. Мы тем самым настроим против себя кавказцев и прочие этнические меньшинства, только усилим взаимное отчуждение и центробежные тенденции в стране — даже «Единая Россия» не поможет. А уж о сохранении влияния в стратегически важной Центральной Азии и говорить не приходится... Так что давайте решать проблему как-то иначе». «Хорошо, — говорит верховный судья, — я подумаю, что тут можно сделать, президент Медведев, кстати, с вами в целом согласен».
Что, помечтали?


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.