22 марта 2010 года суд округа Колумбия, где находится столица США, принял, а потом и утвердил соглашение о признании вины компанией «ЗАО Даймлер-Крайслер Автомобили Россия» (так в документах Минюста США), ныне переименованной в «ЗАО Мерседес-Бенц Россия», в том, что она ради получения выгодных контрактов участвовала в подкупе российских государственных чиновников. На той стороне Атлантики это считается преступлением.* * Еще в 1977 году в США был принят Закон о борьбе с коррупцией за пределами страны. По этому закону американским компаниям запрещено давать взятки чиновникам других государств «с целью открытия или сохранения бизнеса, а также с целью получения незаконных преимуществ».
Страсть к немецкому
Согласно документам отдела по борьбе с мошенничеством уголовного департамента Министерства юстиции США (они обнародованы на сайте ведомства в интернете), в период с августа 2000-го по ноябрь 2005 года, то есть в первые пять лет президентства Владимира Путина, российская дочка «Даймлер» заключила в Отечестве крайне выгодные контракты на сумму почти ?1,5 млрд, из которых ?64 млн с лишним пришлись на государственные структуры: Гараж особого назначения ФСО, Министерство внутренних дел, Минобороны и правительства трех городов — Москвы, Уфы и Нового Уренгоя. Им остро понадобились мерседесы концерна, его же грузовики, а также супервездеходы Unimog повышенной проходимости для работы в особо тяжелых природных условиях. Любопытно, что бездорожье, как оказалось, особенно достало правительство Москвы, которое закупило аж 30 этих самых вездеходов — из них минимум 7 «унимогов» приобрело государственное унитарное предприятие «Доринвест», которое, как сказано на его официальном сайте в интернете, занимается «техническим обеспечением дорожного хозяйства и благоустройства г. Москвы». Для сравнения: Министерство обороны закупило три таких вездехода, а северный Новый Уренгой (Ямало-Ненецкий автономный округ) — два.
Однако особую страсть к немецкому — автомобилям «Мерседес» прежде всего — проявили два ведомства: гараж Федеральной службы охраны РФ и Министерство внутренних дел. Любовь была взаимной: по данным расследования американских дознавателей, чиновники этих двух госструктур получили в виде откатов и взяток ?4 817 824. ФСО оказалось чуть алчнее милиционеров — ее чиновники положили в карман на ?136 тыс. больше (Гараж ФСО: ?2 476 930, МВД: ?2 340 894). На этом фоне взятки в ?55 тыс. — чиновникам Минобороны, ?50 тыс. — московским и примерно столько же столоначальникам Уфы и Нижнего Уренгоя кажутся обидными подачками. Правда, все эти суммы — лишь то, что Минюст США сумел обнаружить, изучив бухгалтерские книги «Даймлера».
Как это делается
Будем объективны: российские чиновники в своей любви к немецким машинам не уникальны. Как следует из документов, концерн «Даймлер» имел удовольствие убедиться, сколь слаб чиновный человек как минимум в 22 странах мира — в том числе в Китае, Нигерии, Кот-д'Ивуаре, Латвии, Египте, Венгрии, Туркменистане, Турции и так далее. Механика получения выгодных госконтрактов везде была примерно одна и та же.
Во-первых, с чиновниками заключались контракты по заведомо более высокой цене, чем стоили все эти машины и вездеходы: «Даймлер», в том числе и российский, брал лишь то, что ему положено, а разницу отдавал либо кешем, либо переводил на счета чиновникам или посредникам в банки разных стран мира. Например, для российских чиновников счета открывались как в офшорной зоне в самих США (штат Делавэр), так и на Сейшелах, Багамах, Кипре и т.п.
Кстати, судя по документам, Минюст США знает конкретные имена, фамилии, явки, в смысле счета, и, по информации The New Times, готов предоставить этот список Генпрокуратуре России в случае, если та решится возбудить уголовные дела. Почему отказываются назвать эти имена сейчас? Потому что опасаются, что, как только имена станут известны, дело сразу будет и похоронено, сообщил The New Times источник в Комитете по безопасности Государственной думы, который на прошлой неделе встречался с американскими следователями. В пресс-службе Министерства юстиции США на вопрос о конкретных фамилиях The New Times ответили, что не имеют права давать какую-либо информацию, находящуюся за пределами той, что предоставлена в суд .
Другой способ подкупа, который использовал «Даймлер» — и в России тоже, это заключение фиктивных контрактов на предоставление разного рода услуг, например, консультационных, в том числе по телефону. Некий неназванный чиновник в МВД получил за такую «консультацию» ?402 876. Еще вариант — выплата «агентской комиссии» тем, кто принимает решения о закупках техники либо имеет доступ к телу таких важных чиновников. Например, двум чиновникам ГУП «Доринвест», действовавшего в интересах правительства Москвы, российская дочка «Даймлер» заплатила ?9794 комиссионных за закупку всего одного вездехода Unimog, а жене другого чиновника того же ГУПа перевела на счет на Кипре аж ?34 247.
Не менее успешны оказались в России и другие технологии взяток: кредиты без залогов и процентов, оплата несуществующих расходов на транспортировку, отказ истребовать штрафы или пени за нарушение контрактов, наконец, благотворительные пожертвования в различные фонды, которых, как известно, силовики за последние годы наплодили несметное количество. Ну и конечно, специальные скидки на услуги и продукцию «Даймлер».
Нередко взятки давались через посредников — как частных лиц, так и через компании, которые могут находиться опять же в разных странах мира (см. таблицу).
Обжорные зоны
Анализ документов Минюста выявил любопытную закономерность: российские коррупционеры предпочитают создавать офшоры-однодневки, немецкие — пользуются услугами более или менее постоянных посредников. Так, например, после удачной продажи МВД партии автомобилей со счетов российской дочки «Даймлер» с мая по август 2003 года четырьмя платежами было переведено в Латвию на счет Capital Alliance Corporation ?189 291. А после такой же удачи, но уже связанной с продажей вездеходов Министерству обороны и правительству Москвы, на счет зарегистрированной в штате Делавэр Fidelity Finance Corporation поступили два платежа — 15 000 дойчемарок* * Немецкая марка вышла из обращения в 2002 году. в январе 2001 года и ?30 072,62 — 28 мая того же года.
Большинство учрежденных согражданами организаций, которым перечислялись откаты, — фирмы-однодневки или, точнее, одноразового пользования, а значит, установить, кому они принадлежали, невозможно — во многих офшорных зонах для регистрации такой компании даже не требуют уставных документов. Впрочем, некоторые участники коррупционных транзакций таки оставили свои следы. Например, интернет выдает информацию о компании Berwick Commercial LLC, через которую было отмыто почти ?140 тыс. за мерседесы для спецгаража ФСО: оказывается, она специализируется вовсе не на автомобилях премиум-класса, а на переработке полиэфирного волокна. Расположена она в Москве, зарегистрирована в штате Делавэр, названо и «контактное лицо» — некая Наталья Щербакова, правда, указанный телефон больше не обслуживается. Другая компания — помощник того же самого спецгаража ФСО — Pyrmont Allians Corp. расположена на Багамах. С января по май 2003 года на ее счета было переведено ?305 400. 16 сентября 2004 года Комиссия США по торговле товарными фьючерсами отсудила у этой и еще нескольких таких же фирм $10 млн за международные валютные махинации и торговлю внебиржевыми фьючерсными контрактами на рынке Forex. Остальные офшорные компании сгинули, выполнив свою задачу, без следа, как, например, Tower Block Ventures Ltd, на счета которой с января по май 2005 года пятью траншами было переведено ?402 867 за консультации с представителями МВД по вопросам продажи министерству пассажирских автомашин. Об этой организации известно, что она была зарегистрирована 7 ноября 2004 года (то есть за пару месяцев до первого платежа) по адресу: 186 Hammersmith Road, London, а сейчас имеет статус dissolved — ликвидирована.
Победители и побежденные
Сколь успешна была деятельность немецкого концерна в России, видно невооруженным глазом — достаточно проехать по магистралям столицы или глянуть на парковки возле Государственной думы, администрации президента, силовых министерств — это просто каталог автомобилей люкс-класса марки «Мерседес». Впрочем, саму компанию «Мерседес-Бенц Россия» (напомним, ранее она называлась «Даймлер-Крайслер Автомобили Россия») сегодня отличает известная скромность и сдержанность оценок. На просьбу The New Times прокомментировать документы и выводы Министерства юстиции США представитель пресс-службы компании сообщил, что «не может добавить ничего к тому, что уже сказано в мировом соглашении».