Нижегородской области и ее столице, что называется, «повезло»: на осень 2010 года выпали сразу и окончание срока губернатора, и выборы депутатов городской думы, и избрание главы города. Два политических тяжеловеса, обладающих поддержкой как среди региональной, так и среди федеральной элиты, Валерий Шанцев и Вадим Булавинов, готовы всерьез бороться за контроль не только над регионом, но и над его столицей. Бороться есть за что: на Нижний Новгород приходится половина жителей региона и примерно 60% экономики области. Это не только финансовые потоки, но и политическое влияние в свете предстоящих в 2011 и 2012 годах думской и президентской кампаний.* * Еще об одном аспекте борьбы — контроле над строительством Нижегородской АЭС The New Times уже писал в № 6 от 22 февраля 2010 года .
Перетягивание активов
Региональную политическую и бизнес-элиту конкуренция между Шанцевым и Булавиновым уже перепахала и еще перепашет неоднократно. В бой уже пустили наемную медиапехоту, прикладывая друг друга на сайтах «Шанцев.Нет» и «Мэру.Нет».Прошло несколько раундов с перетягиванием на свою сторону депутатов городской думы Нижнего Новгорода и вообще любых мало-мальски значимых персон. Булавинов активно вступил в борьбу с потенциальными конкурентами за кресло градоначальника, отправив в отставку главу Приокского района города, депутата гордумы Олега Кондрашова. Губернатор Шанцев по мелочам не разменивался и вербовал себе новых сторонников, раздавая в управление спортивные клубы. Так, депутат гордумы и некогда один из лидеров местного СПС Андрей Осипенко неожиданно для многих возглавил хоккейный клуб «Торпедо». Чуть раньше бизнесмену Алексею Гойхману предложили в ответ на лояльность порулить курируемым губернатором футбольным клубом «Волга». Отказаться от такого предложения бизнесмен не смог.
Оренбургский платок
До сих пор остается секретом: действительно ли Кремль готов был отправить Вадима Булавинова руководить Оренбургской областью или этот слух в СМИ вбросили противники мэра, пытаясь ослабить его позиции. Первой о возможном кадровом перемещении Булавинова написала газета «Ведомости»: якобы руководство «Единой России» обсуждало такую возможность с Владиславом Сурковым.
Ход был бы красивым: регион, куда сватали нижегородского мэра, богат углеводородами, редкоземельными металлами, бокситами и ураном. Здесь проходят транзитные нефте- и газопроводы вроде Уренгой—Помары—Ужгород, Оренбург—Западная граница. Здесь хорошие урожаи пшеницы и надои молока, развитая банковская сфера. Именно в Оренбургскую область перенесли из Нижнего Новгорода часть таможенных постов по Приволжскому федеральному округу, что логично — здесь граница с Казахстаном. К нынешнему губернатору Алексею Чернышеву претензий у Москвы не было. Кроме одной: ему 71 год, он явно устал от губернаторства и едва ли не сам попросил товарищей по партии не включать его в список претендентов на очередной срок.
Но в итоге отъезд Булавинова в Оренбург сорвался и конфликтующие стороны перешли к подготовке к выборам в гордуму, которой уже предстоит избрать будущего мэра. Прямые выборы градоначальника в Нижнем отменили (о том, как «Единая Россия» повсеместно отменяет прямые выборы глав городов, The New Times рассказывал в № 44 от 7 декабря 2009 года ).
ЕР теряет позиции
Первыми, 5 мая, для участия в партийных праймериз выдвинулись сам Булавинов и большинство нынешних членов фракции «Единой России» в городском парламенте, поддерживающих градоначальника. Вслед за ними, 6 мая, свой список из противников мэра выдвинул Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС), возглавляемый близким к Шанцеву Александром Вайнбергом. В список также вошел давний недруг Булавинова, министр промышленности и инноваций области Николай Сатаев. Всего к 10 мая, когда завершился срок выдвижения на партийные праймериз, заявки подали 177 человек. Завершится процедура к 1 июня, по итогам единороссы определят: кто пойдет на выборы в списке, а кто будет бороться за депутатские кресла по одномандатным округам. Впрочем, как показали прошедшие 14 марта 2010 года выборы глав муниципальных образований и земских собраний, получить мандат могут и те, кто процедуру партийных праймериз не прошел, а, проиграв, выдвинулся самостоятельно и пошел на конфликт с «Единой Россией». Тем более что рейтинг «Единой России» в области упал до рекордных 32%. Еще год назад отдать голос за партию власти собирались 54% нижегородцев. Так что не стоит сбрасывать со счетов и другие партии и движения, которые могут воспользоваться склокой между командами губернатора и мэра. В конце концов, именно так в 2001 году одержал победу последний избранный губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев. Команда его предшественника Ивана Склярова увлеклась борьбой с явными и мнимыми оппонентами, так что проводивший скромную и незаметную кампанию Ходырев неожиданно оказался в победителях.
Выбрать 42 депутатов горсобрания нижегородцам предстоит только 10 октября. Но уже очевидно, что главным событием стартующей в эти дни кампании будет не борьба между партиями и списками, а столкновение противоборствующих групп внутри самой «Единой России». Кто выйдет из внутривидовой схватки победителем, тот и определит кандидатуру следующего мэра третьей столицы России. А Москва, исходя из результатов этой битвы, и решит кому возглавлять регион следующие пять лет.
4 мая «Единая Россия» определила, кого из своих видных членов партия уполномочивает следить за выборами в разных регионах и помогать товарищам на местах советом. Член Генерального совета партии Вячеслав Тимченко должен будет присмотреть за выборами депутатов Новосибирского областного Совета депутатов. Александра Хинштейна направят помогать однопартийцам, избирающимся в гордуму Самары. Другой член Генсовета партии, Михаил Бабич, проследит за выборами в гордуму Томска, а депутат Госдумы Владимир Стальмахов ответит за правильный результат партии по итогам голосования в думу Томской области.