Нынешний хозяин Кремля ждал смены прежней украинской власти, публично уличенной им в недружелюбных намерениях. Только после выборов на Украине 17 января 2010 года Москва наконец отправила в Киев своего нового посла Михаила Зурабова. Власть на Днепре не просто сменилась — она еще и умудрилась договориться с Москвой по цене на газ и условиям пребывания Черноморского флота РФ на базе в Севастополе. Но именно это, как предполагали многие в Киеве, и могло сплотить украинскую оппозицию, которая накануне визита Медведева провозгласила намерение сорвать ратификацию «пакта Медведева—Януковича». Но сплочения рядов не получилось.
Бедная Юля
10 мая фактически провалился проект Юлии Тимошенко объединить противников «пакта» под эгидой новосозданного Комитета защиты Украины — проект не поддержал ряд крупных фигур в стане оппозиции, включая экс-президента Виктора Ющенко. После чего сама Тимошенко была вынуждена пойти на непопулярный союз с партией ВО (Всеукраинское объединение) «Свобода» во главе с Олегом Тягнибоком — эту политическую силу можно отнести к крайне правому лагерю национально ориентированных украинских политиков.
Власть, утверждает Тимошенко, под видом создания СП готовится сдать России практически все стратегические предприятия. Речь идет об атомной и гидроэнергетике, транспортной сфере, авиастроении, а также объектах, связанных с газовой и нефтяной промышленностью, уточнила экс-премьер. Однако 12 мая первый вице-премьер Андрей Клюев, выступая в парламенте, заявил, что к подписанию готовится всего пять проектов документов и назвал какие именно. В перечне не оказалось не то что ни одного «стратегического предприятия» — даже стратегической отрасли. Переиграв оппозицию на парламентском поле, власть фактически лишила Тимошенко повода для массовых акций протеста по случаю визита президента России. Потому что одно дело — будить национальное самосознание угрозой отъема АНТК имени Антонова или «Турбоатома» и совсем иное — объяснять своим сторонникам необходимость протеста против... использования спутниковой системы ГЛОНАСС.
Впрочем, все это отнюдь не означает, что команда Януковича не рассматривает предложенных Москвой проектов по вхождению представителей российского бизнеса в советы управляющих наиболее привлекательных объектов украинской экономики. Что, кстати, было неоднократно озвучено российским премьером Владимиром Путиным. Это касается и участия российской стороны в разработках украинских залежей урана, и возможного обмена активами между «Газпромом» и НАК «Нафтогаз», сфер авиастроения и атомной энергетики. Но, по словам все того же вице-премьера Клюева, во время нынешнего визита Медведева эти проекты обсуждаться, а тем более подписываться не будут.
Держи быка за Железный Рог
Из выступления Клюева вытекает, что визит Медведева, кроме того что он первый, особой сенсацией не станет. Единственный интригующий момент связан с готовящимся к подписанию проектом соглашения о демаркации российско-украинской государственной границы. Как уточнил Клюев, речь идет именно о сухопутной границе. Между тем посол России на Украине Михаил Зурабов 5 мая заявил журналистам, что главы государств намерены обсудить еще и делимитацию морской границы, а именно раздел Азовского моря и дальнейшее использование Керчь-Еникальского канала. Не этот ли вопрос на самом деле — главное блюдо на президентском переговорном столе? И не здесь ли кроется разгадка уже озвученных жалоб российского руководства, что, мол, продление пребывания ржавого и стратегически бесполезного ЧФ РФ в Крыму обошлось Москве слишком дорого — порядка $4 млрд в год?
Похоже, схема «флот в обмен на газ» была для Москвы лишь пробным тестом перед началом реализации основных задач. Керчь-Еникальский канал — первый в их череде. И не только потому, что Россия хочет полностью взять его под свой контроль. И даже не потому, что в Керченском проливе, возможно, таятся несметные запасы нефти и газа. Да и за проводку кораблей через канал, который пока находится под украинской юрисдикцией, Россия платит сущие копейки — порядка $1 млн в год. Контроль над каналом важен для России прежде всего в связи со строительством терминала по отгрузке аммиака в порту Тамань на мысе Железный Рог.* * В 2003 году Москва предприняла попытку строительства дамбы к острову Коса Тузла со стороны Краснодарского края, что чуть было не привело к вооруженному противостоянию между Россией и Украиной. Терминал строит мировой лидер по производству азота — российская корпорация «Тольяттиазот». На сегодня экспорт продукции в основном идет через аммиакопровод Тольятти—Одесса, то есть налицо прямая зависимость как от украинских квот и тарифов, так и от проблем с перевозкой продукции через Керчь-Еникальский канал. В случае передачи канала под контроль России, на чем она настаивает уже не первый год, «Тольяттиазот» получила бы реальную возможность навсегда избавиться от экспортных потерь. Чистый бизнес — и никакой политики. Тем более геополитики. Но об этом в украинском парламенте почему-то не говорили ни оппозиция, ни первый вице-премьер.
Первый звонок
Как себя поведет раздробленная и деморализованная украинская оппозиция в случае, если громадье планов по Керчь-Еникальскому каналу станет явью, пока прогнозировать сложно. Похоже, в ближайшие несколько месяцев у лидеров оппозиции будут более важные проблемы. Например, как уйти от уголовного преследования, которым их стращает команда Януковича. Первый звонок уже прозвенел для Юлии Тимошенко: 12 мая Генпрокуратура Украины предъявила ей обвинение в покушении на дачу взятки судьям Конституционного суда...
Из выступления Клюева вытекает, что визит Медведева, кроме того что он первый, особой сенсацией не станет. Единственный интригующий момент связан с готовящимся к подписанию проектом соглашения о демаркации российско-украинской государственной границы. Как уточнил Клюев, речь идет именно о сухопутной границе. Между тем посол России на Украине Михаил Зурабов 5 мая заявил журналистам, что главы государств намерены обсудить еще и делимитацию морской границы, а именно раздел Азовского моря и дальнейшее использование Керчь-Еникальского канала. Не этот ли вопрос на самом деле — главное блюдо на президентском переговорном столе? И не здесь ли кроется разгадка уже озвученных жалоб российского руководства, что, мол, продление пребывания ржавого и стратегически бесполезного ЧФ РФ в Крыму обошлось Москве слишком дорого — порядка $4 млрд в год?
Похоже, схема «флот в обмен на газ» была для Москвы лишь пробным тестом перед началом реализации основных задач. Керчь-Еникальский канал — первый в их череде. И не только потому, что Россия хочет полностью взять его под свой контроль. И даже не потому, что в Керченском проливе, возможно, таятся несметные запасы нефти и газа. Да и за проводку кораблей через канал, который пока находится под украинской юрисдикцией, Россия платит сущие копейки — порядка $1 млн в год. Контроль над каналом важен для России прежде всего в связи со строительством терминала по отгрузке аммиака в порту Тамань на мысе Железный Рог.* * В 2003 году Москва предприняла попытку строительства дамбы к острову Коса Тузла со стороны Краснодарского края, что чуть было не привело к вооруженному противостоянию между Россией и Украиной. Терминал строит мировой лидер по производству азота — российская корпорация «Тольяттиазот». На сегодня экспорт продукции в основном идет через аммиакопровод Тольятти—Одесса, то есть налицо прямая зависимость как от украинских квот и тарифов, так и от проблем с перевозкой продукции через Керчь-Еникальский канал. В случае передачи канала под контроль России, на чем она настаивает уже не первый год, «Тольяттиазот» получила бы реальную возможность навсегда избавиться от экспортных потерь. Чистый бизнес — и никакой политики. Тем более геополитики. Но об этом в украинском парламенте почему-то не говорили ни оппозиция, ни первый вице-премьер.
Первый звонок
Как себя поведет раздробленная и деморализованная украинская оппозиция в случае, если громадье планов по Керчь-Еникальскому каналу станет явью, пока прогнозировать сложно. Похоже, в ближайшие несколько месяцев у лидеров оппозиции будут более важные проблемы. Например, как уйти от уголовного преследования, которым их стращает команда Януковича. Первый звонок уже прозвенел для Юлии Тимошенко: 12 мая Генпрокуратура Украины предъявила ей обвинение в покушении на дачу взятки судьям Конституционного суда...
Валерий Чалый, зам генерального директора киевского аналитического Центра Разумкова: При Викторе Ющенко Украина не привязывала вопрос демаркации украинско-российской границы по суше к вопросу делимитации морских пространств и настаивала на признании административных границ, сложившихся во времена СССР. Сегодня же Украина фактически пойдет на компромисс и согласится привязать эти два вопроса. В итоге через подписание документа, который зафиксирует раздел Керченского пролива по российскому сценарию, Керчь-Еникальский канал окажется в совместном управлении. Соответственно Украина потеряет в финансовом измерении. Впрочем, речь не столько о цифрах, сколько о территории и суверенитете. Украина теряет свои переговорные позиции. Россия будет участвовать в контроле над входом в Азовское море и тем самым гарантировать себя от угрозы входа в него судов третьих стран, хотя эта угроза — мнимая. Компромисс со стороны Украины очевиден. Со стороны России же, кроме согласия на введение в действие договора о границах, который и так должен действовать, никаких компромиссов нет».
Согласно официальной повестке дня, в ходе визита Дмитрия Медведева в Киев будут подписаны проекты 5 двусторонних соглашений, в том числе о демаркации украинско-российской государственной границы и о сотрудничестве в сфере использования и развития навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.