Алексей Навальный в своем блоге в Instagram так прокомментировал это решение Мосгорсуда:
"Когда коррупция — основа государственной власти, борцы с коррупцией — экстремисты. Сегодня ночью суд в Москве признал ФБК и сеть штабов Навального экстремистскими организациями.
Я даже не буду обсуждать юридическую сторону посмешища, называемого в России «судом». Достаточно сказать, что все материалы дела объявлены ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНОЙ. Процесс был закрытый. А я сам в нем не просто не участвовал, хоть мы и требовали этого, меня даже не пригласили. Ну и зачем приглашать Навального? Рассматривается ведь всего лишь ФБК*, основателем которого является А.Навальный. И еще вот написано «штабы Навального». Так какое же отношение он к этому имеет и зачем ему выступать в этом суде? /.../
Да какая разница, как мы называемся? ФБК — не ФБК. Штабы — не Штабы. Мы не название, не бумажка и не офис.
Мы — группа людей, которые объединяют и организуют тех граждан России, кто против коррупции, за честные суды и равенство всех перед законом. Таких — миллионы. Вы — такие. Пока вы есть, и мы никуда не денемся.
Сейчас все поймем. Разберемся. Изменимся. Эволюционируем. Приспособимся. Но от своих целей и идей не отступим. Это наша страна и другой у нас нет.
А вы оставайтесь, пожалуйста, с нами. Следите за тем, что мы делаем, и поддержите нас. Поддержка нам очень понадобится".
UPD от 18 .07. 2021 : В связи с тем, что Роскомнадзор заблокировал сайт организации «Команда 29» на основании требования Генеральной прокуратуры от 15 июля, в котором утверждалось, что на портале распространялись информационные материалы организаций, деятельность которых признана отныне нежелательной , NT вынужден был скорректировать текст ниже в соответствии с требованиями российского законодательства.
Как проходила ликвидация ФБК* — о том в рассказе адвокатов, которые защищали организации Алексея Навального:
Суд проходил за закрытыми дверями, так как часть документов имело гриф "Секретно". ФБК защищали адвокат Иван Павлов с коллегами и Илья Новиков. Суд длился 12.5 часов.Перед объявлением приговора защитники и представители подсудимых покинули зал. Судья зачитывал приговор в присутствии прокурора Москвы Дениса Павлова.
Организациям запретили распространять любую информацию, совершать финансовые операции, а также участвовать в выборах и организовывать акции. До шести лет лишения свободы будет грозить рядовым сотрудникам организации, а также тем, кто совершает «умышленные действия, относящиеся к продолжению или возобновлению деятельности данной организации».На последнем заседании все ходатайства защиты отклонили, а адекватных доказательств вины так и не было представлено.
Хронике событий :
10:11 Процесс по ФБК начинается.
10:48 Отказано в удовлетворении ходатайства об ознакомлении с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок отнесения сведений к государственной тайне и обращения с ними. Проще говоря: нас не хотят знакомить с документами, в которых объяснено, что засекречивать, а что нет.
11:02 Отказали во встречном иске о рассекречивании дела ФБК.
11:33 Адвокатам отказали в выделении иска о ликвидации «Фонда защиты прав граждан» в отдельное производство .
11:51 Адвокатам отказали в выделении иска о ликвидации ФБК в отдельное производство.
За почти три часа суд отклонил 10 ходатайств. Все они были направлены на то, чтобы понять: что конкретно вменяет прокуратура ФБК, ФЗПГ и Штабам Навального? Что подтверждают 23 тома представленной ими «макулатуры»? В судебном деле нет доказательств экстремистской деятельности организаций, прокуратура не стремится их предоставлять, а суд не видит в этом проблемы. К сожалению, такое часто бывает, когда общественно значимые процессы власти рассматривают за закрытыми дверями. Но мы не сдаёмся: в арсенале у нас есть еще больше 15 ходатайств, возражения и другие документы.
12:51 Иван Павлов через коллег сообщает, что в речи прокурора по иску «фамилия Навального прозвучала уже раз двадцать». При этом признавать Навального заинтересованным лицом в деле отказались.
14:50 Адвокаты цитируют из зала суда избранные моменты из речи прокурора. Среди прочего, например, он даёт революционно новое определение пресловутым «цветным революциям»: «Это любая смена власти в стране незаконным путём, не обязательно насильственным». Остальные удивительные цитаты — в «Канале собаки Павлова».
15:13 А вот и определение финансирования экстремистской деятельности от прокурора: «Было выступление руководства организации, в котором обещали возместить расходы за участие в массовых акциях. Деньги на это и есть финансирование экстремистской деятельности». Также эксремистскими действиями он считает нарущение санитарно-эпидемиологических правил.
15:22 Но лучшая цитата — из судьи: «Ну и что, что нормы международного права являются часть правовой системы?! У нас много чего является частью правовой системы…»
15:28 И снова вступает прокуратура: её представители уверены, что факта возбуждения уголовного дела достаточно для подтверждения факта нарушения закона. А как же приговор?
15:31 Вызывать в качестве эксперта-политолога Екатерину Шульман суд тоже отказался.
15:35 Наши адвокаты просят вызвать в суд прокурора Москвы Дениса Попова, который подписал иск о признании ФБК, ФЗПГ и Штабов Навального экстремистскими организациями и являлся объектом расследования Навального. Суд отказывает.
16:14 Защита озвучивает позицию по делу. Всего страниц 60.
16:41 На 24-й странице наших возражений прокуратуре показалось, что их слишком много. «Так не надо было приносить 22 тома материалов по делу», — замечает в ответ адвокат К29 Антон Голубев. Судья просит продолжать.
17:27 Адвокаты закончили чтение возражений по делу. Это не доказательства.
Адвокат Евгений Смирнов поставил на отзыв защиты по делу гриф «Секретно». Но это не помешает нам поделиться отзывом с читателями.
17:30 У прокуратуры нет возражений на возражения (точнее, нет вопросов к ответчикам). Она очень устала, сообщают из зала заседания наши коллеги.
17:38 Прокурор: «Вы выставляете дворец высшего должностного лица принадлежащим ему, хотя он не его». Фамилию лица он на всякий случай не произносит.
17:45 Старший юрист К29 Максим Оленичев, которого не пустили на заседание, передаёт из-под дверей, что вход в зал охраняют человек восемь силовиков. У дверей при этом больше нет никого, кроме Максима.
18:00 Объявлен пятиминутный перерыв.
18:05 Представитель МВД: «Незаконный вывод людей на несогласованные акции является проявлением экстремизма». Краткая выжимка из возражений защиты: «Акции носили мирный характер, а сами введённые в регионах ввиду ковида ограничения на проведение публичных акций вызывают сомнения с правовой точки зрения, поскольку ограничение прав граждан возможно при режиме чрезвычайного положения (а не чрезвычайной ситуации, как в большинстве регионов). Даже наличие отдельных эпизодов проявления агрессии со стороны участников акций не является основанием для признания всей акции немирной и для ее пресечения. Кроме того, свидетельства очевидцев однозначно подтверждают мирный характер протестов».
18:22 Прокуратура начинает оглашать письменные доказательства по делу.
19:40 Google-карты сообщают, что Мосгорсуд почти два часа как официально не работает, — он закрывается в шесть. «Выглядит как разнарядка закончить дело сегодня», — комментирует наш адвокат Валерия Ветошкина. За день объявляли всего два перерыва — один на полчаса, другой на пять минут; для адвокатов в Мосгорсуде сегодня целый день закрыта столовая, и даже автоматы с водой и шоколадом не работают. При этом ограничений по судебным заседаниям нет: адвокат Евгений Смирнов вспоминает свой рекорд — 4:30 утра.
20:19 Адвокаты просят исключить из материалов дела пустые лицы , вложенные туда прокуратурой. Неужели это будет первая просьба защиты за день, которую всё-таки удовлетворят? Суд умело выходит из положения: оценка доводам о недопустимости включения в дело пустых листов будет в решении. То есть для того, чтобы понять, можно ли прикладывать к делу белые страницы или нет, надо удалиться в совещательную комнату.
20:30 Защита просит суд о перерыве для принятия воды и еды. Отказано. (В туалет, оказывается, все эти восемь с половиной часов из зала тоже не выпускают — впрочем, как сообщают наши адвокаты, всё это обычная практика.) «Мы круче Путина, который ведёт прямые линии по четыре часа», — комментирует Евгений Смирнов.
20:50 Защита просит вызвать Алексея Навального в качестве свидетеля. Ходатайство снято судом.
Защита заявляет отвод судье.
21:00 В отводе отказано («Суд не отвёлся», — Е. Смирнов.) Переходят к прениям сторон. «Прения прокурора длились 47 секунд», — сообщает Смирнов.
21:05 Прокуратуре разрешают приобщить к делу пояснения, хотя по закону на стадии прений это делать уже невозможно.
21:40 Выступает адвокат Илья Новиков. По сообщениям из зала, в его речи содержатся нелестные отзывы о социальной группе «сотрудники МВД». Привести здесь точную цитату мы не можем.
21:48 Выступает адвокат Евгений Смирнов: «Этот процесс затевался под закон, запрещающий всем лицам, связанным с ФБК, избираться. Прокуратура говорит: „Идите меняйте власть не акциями, а выборами“ — но в этом же процессе закрывают доступ к выборам миллионам».
22:03 Слово в прениях берёт Иван Павлов: «Я не знаю, как мои процессуальные оппоненты, а я успел поработать адвокатом в ранее российское время. Тогда судья руководствовался не только законом, но и правосознанием. Сейчас кодексы ориентирует судей на совесть. Совесть — триггер, который защищает от стыда. Я желаю вам выйти из совещательной комнаты и чтобы вам не было стыдно», — обращается он к судье.
22:18 Представители Министерства юстиции и МВД отказались от прений.
22:28 Адвокаты встают и покидают зал суда. В зале остаются только судья, обвинение и приставы.
22:41 Мосгорсуд полностью удовлетворяет иск Прокуратуры Москвы.
На записи оглашения приговора лица судьи Полыги не видно.
Его голова, как говорят телевизионщики, отрезана.
* Отныне ФБК должно сопровождаться пояснением, что организация занесена в реестр иностранных агентов и решением суда объявлена эксремисткой организацией
На фото: Алексей Навальный на заседании суда во Владимире из клетки ИК 2, 7 июня 2021 г.