Средний доход чиновника администрации президента за кризисный 2009 год увеличился в 1,5 раза: с 325 тыс. рублей в месяц в докризисном 2008 году до 491 тыс. 600 рублей в минувшем 2009-м. Средняя зарплата жителя России за этот же период упала с 14 939 рублей до 12 620 рублей. Впрочем, зарплата — не главный и не единственный показатель достатка. Как повлиял 2009 год на благосостояние слуг народа — выяснял The New Times
Страстью к раритетам Медведева, похоже,
заразил Путин: у премьера есть уже
два русских ретро-авто
|
Президент России за кризисный год, правда, серьезно потерял в доходах. Годовой заработок Дмитрия Медведева упал с 4 млн 140 тыс. рублей до 3 млн 335 тыс. Живут они с женой, как и раньше, в общей квартире размером 367 кв. метров. Впрочем, у гаранта Конституции в минувшем году случилось два радостных события: он открыл еще три счета, увеличив накопления с 2,82 млн до 3,57 млн рублей, и наконец-то купил себе машину (раньше Медведев был «безлошадным»): пионером президентского автопарка стала «Победа» 1948 года выпуска. Первая леди, наоборот, за 2009 год изрядно поиздержалась: от 135 тыс.рублей на ее единственном счету осталось всего 7,5 тыс. рублей.
Ежемесячный реальный доход Медведева высчитывается легко: 3,335 млн рублей минус «Победа», квартплата и накопления. Итого 66 тыс. рублей в месяц на члена семьи, не считая кота Дорофея. С одной стороны, это, конечно, 13 прожиточных минимумов. С другой — доход среднего класса. По оценке руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, «для попадания в реальный средний класс в развитых странах обычно необходим постоянный месячный доход на каждого члена семьи от $2–2,5 тыс., не менее 40 метров общей площади и 2–3 легковые машины на семью». Только не совсем понятно, откуда при таких заурядных заработках на запястьях президентской четы появились часы Breguet общей стоимостью не меньше 1,5 млн рублей и можно ли одеваться за такие деньги у Юдашкина, как это делает Светлана Медведева.
Слуги президента
Средняя зарплата сотрудника администрации президента (АП) — 5,9 млн рублей в год, либо 491 тыс. 600 рублей в месяц — почти вдвое больше месячного жалованья самого президента. Самым высокодоходным из президентской команды по-прежнему является начальник Контрольного управления АП Константин Чуйченко, хотя по нему кризис ударил сильнее, чем по всей мировой банковской системе. В суровом 2009 году он получил всего 21 млн 768 тыс. рублей против 368 млн в 2008 году, то есть получил меньше 6% своего былого дохода. Выручила жена, Кристина Тихонова, у которой почти в 100 раз увеличился заработок — до 8,5 млн рублей. Еще год назад Чуйченко сокрушался: жена зарабатывает очень мало, «около 10 тыс. рублей», а весь доход получила от продажи земельных участков. При этом их знакомые утверждают, что Кристина вообще не работает и занимается воспитанием детей. В любом случае чета Чуйченко не только не обанкротилась, но еще и приобрела автоприцеп УАЗ и катер Grandezza (никак не меньше €100 тыс.), увеличив общее количество мест в своем автопарке до шести.
Руководитель администрации президента Сергей Нарышкин потерял в прошлом году почти 430 тыс. рублей годового дохода (вместо 5 млн 774 тыс. рублей — 5 млн 346 тыс.), а заработок его жены уменьшился в 2,5 раза — до 1,462 млн. По последним данным, она еще числится сотрудником кафедры «Информационные системы и компьютерные технологии» питерского Военмеха, а российские педагоги и в самом деле очень пострадали от мирового финансового кризиса.
Первый замглавы АП Владислав Сурков, наоборот, увеличил доход с 3,9 млн до 6,3 млн — судя по всему, роман «Околоноля» оказался прибыльным проектом. Но стимулы для дальнейшего роста у него есть: супруга, Наталия Дубовицкая, подняла свой уровень на 40 млн рублей (до 56,445 млн) — очевидно, кризис не повлиял на группу предприятий «Российские крахмалопродукты», где она работает замгендиректора. Теперь Дубовицкая — самая богатая кремлевская жена, а Зумруд Рустамова (жена Аркадия Дворковича) — на втором месте: замгендиректора «Полиметалла» и член совета директоров Ханты-Мансийского банка получает 27 млн в год.
Наместники
Среди полпредов президента в федеральных округах ситуация несколько иная. Представитель Дмитрия Медведева в Уральском федеральном округе Николай Винниченко увеличил годовой доход всего на 700 тыс. — до 3 млн 729 тыс. рублей. Зато его жена, до 2008 года зарабатывавшая 1,25 млн, от работы отказалась. Получается, что чистый доход семьи упал до 2,5 млн, то есть до 100 тыс. в месяц на человека. Что, впрочем, не помешало полпреду купить супруге автомобиль Toyota RAV4 (стоит примерно 1,208 млн. рублей) — видимо, чтобы не скучала в непривычной роли домохозяйки.
Бывший начальник Генштаба, а ныне полпред в Сибири Анатолий Квашнин также увеличил свой доход — с 4 млн до 6,8 млн и прикупил себе катер QuickSilver 555 WA (стоимость — около 800 тыс. рублей). Жена, занимающая должности заместителя генерального директора по развитию ООО «Страховая компания «ОРАНТА» и заместителя генерального директора НПФ «Промрегионсвязь», потеряла часть дохода — с 2,3 млн в год до 979 тыс. Потерянное соответствует стоимости приобретенной ею Toyota RAV4 (жены политиков вообще неравнодушны к этой машине).
Новоиспеченный полпред Северного Кавказа Александр Хлопонин, похоже, пошел в политику от безысходности — в 2009 году экс-губернатор Красноярского края потерял слишком много. 635 млн рублей дохода, задекларированных в 2008 году, не идут в сравнение с какими-то 68 млн 2009 года. А его супруга, заработавшая до кризиса 147 млн, в прошлом году получила всего 13,7 млн. Чуть меньше — 13,5 млн — заработал секретарь Совбеза Николай Патрушев, в его собственности также квартира на 240 кв. метров и дача.
Представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов за время кризиса увеличил свой заработок с 4 млн в год до 4,5. Немного, конечно, но на Nissan X-Trail (стоимость — 1 млн рублей) хватило.
И конечно, популярный телеведущий, адвокат, член Общественной палаты, писатель и выпускник Высшей школы КГБ Павел Астахов, который с недавнего времени обогатил свой послужной список должностью Уполномоченного по правам ребенка. О его докризисных доходах неизвестно, но трудный 2009-й он закончил в плюсе: у него две машины Audi A8 и 30 млн дохода. У супруги Натальи, которая сейчас работает кинопродюсером, Audi Q-7 и 105 млн соответственно. Впрочем, это распространенная практика в европейских семьях: муж занимается общественной деятельностью, а жена зарабатывает деньги.
Премьер-лига
Владимир Путин, как и его напарник по тандему, за год несколько обеднел: доход премьера упал с 4 млн 622 тыс. до 3 млн 890 тыс. На помощь пришла жена Людмила, укрепив годовой бюджет семейства на 582 рубля (это доход по вкладам). Впрочем, и здесь не без хороших новостей: к квартире в 77 кв. метров из 2008 года добавилась новая — 153,7 кв. метров. Как пояснил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, она была и раньше, просто премьер ее наконец-то приватизировал. Еще один луч солнца в суровых премьерских буднях — машина «Нива», приобретенная, вероятно, из имиджевых соображений: у премьера уже есть два автомобиля ГАЗ-21, а подозревать в нем патологическое влечение исключительно к отечественному автопрому оснований нет.
Среди министров капиталистов почти не наблюдается. Единственное исключение — министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев со своими 155 млн за кризисный год (против 370 млн в 2008-м), но он совершенно теряется на фоне супруги вице-премьера Шувалова Ольги, которая встретила 2010 год с 642 млн на счету (она получила доходы от портфельных инвестиций в ценные бумаги). Хотя автопарками они могут и помериться: у четы Шуваловых Jaguar, три мерседеса, ЗИЛ и Ford Hymer Camp — домик на колесах (2 млн рублей). У Трутнева — Porche Cayenne (3 млн), Maserati М145» (7 млн), автоприцеп, квадроцикл и снегоход.
Министр финансов Алексей Кудрин удачно пережил кризисный год: его доход увеличился с 5,7 млн до 9,2 млн рублей. Его супруга Ирина Тинтякова тоже чуть увеличила свой вклад в семейный бюджет: ее зарплата в качестве президента российского благотворительного фонда «Северная корона» выросла с 18 тыс. в месяц до 27 тыс. Наверняка именно ударный труд помог ей к концу года поменять свою Subaru Outback на Audi А5 Coupe и мотоцикл «МВ Августа». Жена министра юстиции Александра Коновалова, в отличие от супруги главного финансиста, показывает взрывной рост доходности: с 5 тыс. в месяц в 2008 году почти к 40 тыс. в месяц в кризисном 2009-м. Причем она ведет себя более рачительно: свой Porche Cayenne она не променяла ни на что. Очевидно, помогала супругу, доход которого упал на полмиллиона — до 3 млн рублей.
Примерно такой же суммы по итогам года недосчитались Рашид Нургалиев и Анатолий Сердюков, получившие по 2,8 млн — видимо, их лишили «тринадцатой» зарплаты: «Булава» по-прежнему не летает, а милиция не работает (они — два самых бедных министра). Министр энергетики Сергей Шматко потерял в доходе гораздо больше: после 14 млн в 2008‑м получить жалкие 3,9 млн в 2009-м наверняка было непросто. Очевидно, выручила жена, продав Toyota Prado и Land Cruiser — из списка автотранспорта в ее собственности они исчезли. Остался только Porche Cayene. Главный спортсмен Виталий Мутко, наоборот, получил в кризисном году вдвое больше, чем в 2008-м, — 9,4 млн против 4,4, и обновил автопарк. Вместо морально устаревшего Mercedes E240 он приобрел более-менее элегантный E350.
Это выглядит довольно забавно, но средний доход члена правительства упал почти вдвое. А все из-за одного человека — Юрия Трутнева. Если же его не учитывать, то получается, что в целом министры от кризиса почти не пострадали.
Ежемесячный реальный доход Медведева высчитывается легко: 3,335 млн рублей минус «Победа», квартплата и накопления. Итого 66 тыс. рублей в месяц на члена семьи, не считая кота Дорофея. С одной стороны, это, конечно, 13 прожиточных минимумов. С другой — доход среднего класса. По оценке руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, «для попадания в реальный средний класс в развитых странах обычно необходим постоянный месячный доход на каждого члена семьи от $2–2,5 тыс., не менее 40 метров общей площади и 2–3 легковые машины на семью». Только не совсем понятно, откуда при таких заурядных заработках на запястьях президентской четы появились часы Breguet общей стоимостью не меньше 1,5 млн рублей и можно ли одеваться за такие деньги у Юдашкина, как это делает Светлана Медведева.
Слуги президента
Средняя зарплата сотрудника администрации президента (АП) — 5,9 млн рублей в год, либо 491 тыс. 600 рублей в месяц — почти вдвое больше месячного жалованья самого президента. Самым высокодоходным из президентской команды по-прежнему является начальник Контрольного управления АП Константин Чуйченко, хотя по нему кризис ударил сильнее, чем по всей мировой банковской системе. В суровом 2009 году он получил всего 21 млн 768 тыс. рублей против 368 млн в 2008 году, то есть получил меньше 6% своего былого дохода. Выручила жена, Кристина Тихонова, у которой почти в 100 раз увеличился заработок — до 8,5 млн рублей. Еще год назад Чуйченко сокрушался: жена зарабатывает очень мало, «около 10 тыс. рублей», а весь доход получила от продажи земельных участков. При этом их знакомые утверждают, что Кристина вообще не работает и занимается воспитанием детей. В любом случае чета Чуйченко не только не обанкротилась, но еще и приобрела автоприцеп УАЗ и катер Grandezza (никак не меньше €100 тыс.), увеличив общее количество мест в своем автопарке до шести.
Руководитель администрации президента Сергей Нарышкин потерял в прошлом году почти 430 тыс. рублей годового дохода (вместо 5 млн 774 тыс. рублей — 5 млн 346 тыс.), а заработок его жены уменьшился в 2,5 раза — до 1,462 млн. По последним данным, она еще числится сотрудником кафедры «Информационные системы и компьютерные технологии» питерского Военмеха, а российские педагоги и в самом деле очень пострадали от мирового финансового кризиса.
Первый замглавы АП Владислав Сурков, наоборот, увеличил доход с 3,9 млн до 6,3 млн — судя по всему, роман «Околоноля» оказался прибыльным проектом. Но стимулы для дальнейшего роста у него есть: супруга, Наталия Дубовицкая, подняла свой уровень на 40 млн рублей (до 56,445 млн) — очевидно, кризис не повлиял на группу предприятий «Российские крахмалопродукты», где она работает замгендиректора. Теперь Дубовицкая — самая богатая кремлевская жена, а Зумруд Рустамова (жена Аркадия Дворковича) — на втором месте: замгендиректора «Полиметалла» и член совета директоров Ханты-Мансийского банка получает 27 млн в год.
Наместники
Среди полпредов президента в федеральных округах ситуация несколько иная. Представитель Дмитрия Медведева в Уральском федеральном округе Николай Винниченко увеличил годовой доход всего на 700 тыс. — до 3 млн 729 тыс. рублей. Зато его жена, до 2008 года зарабатывавшая 1,25 млн, от работы отказалась. Получается, что чистый доход семьи упал до 2,5 млн, то есть до 100 тыс. в месяц на человека. Что, впрочем, не помешало полпреду купить супруге автомобиль Toyota RAV4 (стоит примерно 1,208 млн. рублей) — видимо, чтобы не скучала в непривычной роли домохозяйки.
„
Выглядит довольно забавно, но средний доход члена правительства упал почти вдвое
”
Новоиспеченный полпред Северного Кавказа Александр Хлопонин, похоже, пошел в политику от безысходности — в 2009 году экс-губернатор Красноярского края потерял слишком много. 635 млн рублей дохода, задекларированных в 2008 году, не идут в сравнение с какими-то 68 млн 2009 года. А его супруга, заработавшая до кризиса 147 млн, в прошлом году получила всего 13,7 млн. Чуть меньше — 13,5 млн — заработал секретарь Совбеза Николай Патрушев, в его собственности также квартира на 240 кв. метров и дача.
Представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов за время кризиса увеличил свой заработок с 4 млн в год до 4,5. Немного, конечно, но на Nissan X-Trail (стоимость — 1 млн рублей) хватило.
И конечно, популярный телеведущий, адвокат, член Общественной палаты, писатель и выпускник Высшей школы КГБ Павел Астахов, который с недавнего времени обогатил свой послужной список должностью Уполномоченного по правам ребенка. О его докризисных доходах неизвестно, но трудный 2009-й он закончил в плюсе: у него две машины Audi A8 и 30 млн дохода. У супруги Натальи, которая сейчас работает кинопродюсером, Audi Q-7 и 105 млн соответственно. Впрочем, это распространенная практика в европейских семьях: муж занимается общественной деятельностью, а жена зарабатывает деньги.
Премьер-лига
Владимир Путин, как и его напарник по тандему, за год несколько обеднел: доход премьера упал с 4 млн 622 тыс. до 3 млн 890 тыс. На помощь пришла жена Людмила, укрепив годовой бюджет семейства на 582 рубля (это доход по вкладам). Впрочем, и здесь не без хороших новостей: к квартире в 77 кв. метров из 2008 года добавилась новая — 153,7 кв. метров. Как пояснил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, она была и раньше, просто премьер ее наконец-то приватизировал. Еще один луч солнца в суровых премьерских буднях — машина «Нива», приобретенная, вероятно, из имиджевых соображений: у премьера уже есть два автомобиля ГАЗ-21, а подозревать в нем патологическое влечение исключительно к отечественному автопрому оснований нет.
Среди министров капиталистов почти не наблюдается. Единственное исключение — министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев со своими 155 млн за кризисный год (против 370 млн в 2008-м), но он совершенно теряется на фоне супруги вице-премьера Шувалова Ольги, которая встретила 2010 год с 642 млн на счету (она получила доходы от портфельных инвестиций в ценные бумаги). Хотя автопарками они могут и помериться: у четы Шуваловых Jaguar, три мерседеса, ЗИЛ и Ford Hymer Camp — домик на колесах (2 млн рублей). У Трутнева — Porche Cayenne (3 млн), Maserati М145» (7 млн), автоприцеп, квадроцикл и снегоход.
Министр финансов Алексей Кудрин удачно пережил кризисный год: его доход увеличился с 5,7 млн до 9,2 млн рублей. Его супруга Ирина Тинтякова тоже чуть увеличила свой вклад в семейный бюджет: ее зарплата в качестве президента российского благотворительного фонда «Северная корона» выросла с 18 тыс. в месяц до 27 тыс. Наверняка именно ударный труд помог ей к концу года поменять свою Subaru Outback на Audi А5 Coupe и мотоцикл «МВ Августа». Жена министра юстиции Александра Коновалова, в отличие от супруги главного финансиста, показывает взрывной рост доходности: с 5 тыс. в месяц в 2008 году почти к 40 тыс. в месяц в кризисном 2009-м. Причем она ведет себя более рачительно: свой Porche Cayenne она не променяла ни на что. Очевидно, помогала супругу, доход которого упал на полмиллиона — до 3 млн рублей.
Примерно такой же суммы по итогам года недосчитались Рашид Нургалиев и Анатолий Сердюков, получившие по 2,8 млн — видимо, их лишили «тринадцатой» зарплаты: «Булава» по-прежнему не летает, а милиция не работает (они — два самых бедных министра). Министр энергетики Сергей Шматко потерял в доходе гораздо больше: после 14 млн в 2008‑м получить жалкие 3,9 млн в 2009-м наверняка было непросто. Очевидно, выручила жена, продав Toyota Prado и Land Cruiser — из списка автотранспорта в ее собственности они исчезли. Остался только Porche Cayene. Главный спортсмен Виталий Мутко, наоборот, получил в кризисном году вдвое больше, чем в 2008-м, — 9,4 млн против 4,4, и обновил автопарк. Вместо морально устаревшего Mercedes E240 он приобрел более-менее элегантный E350.
Это выглядит довольно забавно, но средний доход члена правительства упал почти вдвое. А все из-за одного человека — Юрия Трутнева. Если же его не учитывать, то получается, что в целом министры от кризиса почти не пострадали.
Поправки в статью 10 Федерального конституционного закона «О правительстве РФ»,
обязывающего премьера, вице-премьеров и федеральных министров представлять в налоговые органы сведения не только о своих доходах, но и доходах членов семьи — супругов и несовершеннолетних детей, Дмитрий Медведев подписал в декабре 2008 года. А спустя три месяца заявил, что введет такие же правила отчетности и для себя. Такая мера стала частью национального антикоррупционного плана, предложенного Кремлем летом 2008 года.