#Родное

Рабы лампы

20.04.2010 | Мостовщиков Егор | № 14 от 19 апреля 2010 года

Автомобилисты против чиновников с мигалками
27-1a.jpg
Российский интернет объявил войну чиновникам с мигалками. Видеоролики, на которых слуги народа, пользуясь служебным статусом, злостно нарушают правила дорожного движения, появляются в сети ежедневно. Каковы шансы победить чиновный беспредел — выяснял The New Times

«Синие ведерки» — так называется одна из последних инициатив борцов с мигалками на дорогах. Автомобилистам предложено крепить к крышам своих машин синие пластмассовые ведерки для песочницы. Со стороны кажется, будто бы это проблесковый маячок. В интернете все больше видеозаписей, на которых ошарашенные милиционеры пытаются придраться к владельцам «синих ведерок», но ничего у них не выходит: нарушения закона в этом нет.

«Торжество» закона

Согласно 3-му разделу Правил дорожного движения (ПДД), автомобиль, оснащенный включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом, может, при служебной необходимости, отступать от большей части Правил дорожного движения. В том числе игнорировать сигналы светофора, если эти действия не угрожают безопасности остальных участников движения. Единственное, что водитель машины со спецсигналом не имеет права делать, — пренебрегать сигналами регулировщика, в остальном — полная свобода.
Чиновничьи привилегии на дорогах зафиксированы и в других документах. В марте 2009 года МВД выпустило приказ № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В нем прописаны особые права членов Совета Федерации, депутатов Госдумы, судей, прокуроров и следователей Следственного комитета, а также Уполномоченного по правам человека. Например, сотрудники правоохранительных органов могут осматривать их машины только в том случае, если на нее есть конкретные ориентировки (например, угон). Но даже в этом случае машину нельзя обыскать, открывать капот и багажник.


Пока же получается, что закон для всех один, но есть целая прослойка людей, имеющая законное право закон, ничем не рискуя, обходить


28-1a.jpg
28-2a.jpg
28-3a.jpg
28-4a.jpg
28-5a.jpg
Согласно постановлению правительства от 1 декабря 2006 года № 737 «О специальных световых и звуковых сигналах», 967 единиц транспорта различных государственных органов могут быть оборудованы синими мигалками. И это далеко не только машины, спешащие через пробки к месту происшествия. Среди «право имеющих»: сотрудники администрации президента (50 машин), аппарата правительства (40 машин), сотрудники Генеральной прокуратуры, МВД, Банка России, Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств и даже работники Роструда, Роспатента, Рос­техрегулирования, Росводресурсов. Всего — 95 позиций.

Дорожный феодализм

«За нарушение Правил дорожного движения должны отвечать все, независимо от того, депутат это, прокурор или еще кто-то», — уверен адвокат Павел Зайцев. Пока же получается, что закон для всех один, но есть целая прослойка людей, имеющая законное право закон, ничем не рискуя, обходить. Мария Слободская, президент Института проблем гражданского общества, считает, что «ни одно государство не может обойтись без предоставления ряда привилегий людям, должность и работа которых требует немедленного прибытия на место». «Но я говорю о МЧС, скорой помощи, пожарных, милиции, — уточняет Слободская. — Конечно, и определенные чиновники могут иметь право немедленного проезда. Но вопрос же состоит в том, что этим правом стали пользоваться и в личных целях. Учитывая количество мигалок, никому уже не понятно, для каких целей эти мигалки ездят». Ее мнение разделяют и возмущенные пользователи сети. Видеоролик, на котором автолюбитель Андрей Хартли отказывается пропускать движущуюся на него по встречке машину советника президента Владимира Шевченко, собрал за несколько дней более 300 тыс. просмотров. Бурю возмущения вызвала фотография автомобиля председателя Союза кинематографистов и главы Российского фонда культуры Никиты Михалкова, пересекающего Садовое кольцо вопреки всем мыслимым и немыслимым Правилам дорожного движения. Причем ни одна из занимаемых должностей не предполагает для владельца наличие федеральных номеров и мигалки. Включившиеся в кампанию блоггеры зафиксировали на фото- и видеокамеры на встречной полосе машины главы ЦБ Сергея Игнатьева, главы МЭР Эльвиры Набиуллиной, министров промышленности и культуры Виктора Христенко и Александра Авдеева, губернатора Калининградской области Георгия Бооса.
«Это уже какой-то феодализм, изжитый во всем мире, — возмущается Сергей Канаев, руководитель московского представительства Федерации автовладельцев России (ФАР). — Правительство, когда пишет законы, закладывает в них возможность лично для себя эти законы нарушать. Они заложили, а общество не проконтролировало. По нашим данным, сейчас на дорогах мигалок используется в два раза больше допустимой нормы, оговоренной в официальных документах».

Место встречи сословий
29-1a.jpg
29-2a.jpg
29-3a.jpg
Фотографии машин чиновников, нарушающих ПДД,
предоставлены писателем Андреем Мальгиным,
который отслеживает ход войны с мигалками
в своем блоге avmalgin.livejournal.com
Журналист и издатель Сергей Пархоменко долго отслеживал ход борьбы с мигалками в своем блоге, а одна из последних его записей стала толчком к старту акции «Синие ведерки». «Я не собираюсь бороться с произволом на дорогах, — утверждает Пархоменко. — Просто мне эта ситуация кажется хорошо заметным со стороны случаем прямого контакта между образовавшимися в российском обществе сословиями. Сословие помещиков и сословие крепостных, например, контактировало между собой систематически, а в нынешнем российском сословном обществе этих контактов немного. Один из них — дорога, где нос к носу представители властного сословия сталкиваются с представителями сословия, которое мы условно назовем «население». Население обязано жить по закону, а властное сословие не обязано жить по закону. И эти гудения на дорогах, попытки снять мигалки на видео и вывесить в интернет, не пропустить, приклеить на крышу машины синее пластмассовое ведерко для песочницы — правильные попытки продемонстрировать властному сословию свое презрение».
Нынешняя кампания по борьбе с мигалками начиналась стихийно, но приобретает все более организованный характер. 13 апреля Федерация автовладельцев России начала масштабную акцию протеста, которая продлится до 22 мая этого года. Цель акции — полное исключение из ПДД пункта, дающего машинам государственных органов право преимущественного проезда. Принять участие в акции может любой автовладелец. Пассивная форма протеста — протяжно сигналить каждый раз, как мимо проносится мигалка, а активное действие, рассчитанное на самых радикальных водителей, подразумевает блокирование путей мигалкам (исключая все оперативные службы). «За это грозит штраф всего-навсего 500 рублей, люди ничем не рискуют, — уверяет Сергей Канаев. — За то, что не пропускаешь синюю мигалку, прав не лишат». Всего, по прогнозам Канаева, в акции примет участие порядка миллиона человек.
От рядового гражданина жалобу в Конституционный суд на несправедливость нынешних порядков не примут, объясняет бывший судья Конституционного суда Тамара Морщакова. По ее мнению, надо убеждать депутатский корпус в том, что нынешние «дорожные исключения» для власти ничего хорошего не приносят: в обществе только растет раздражение. Сергей Пархоменко уверен, что владельцев мигалок надо высмеивать: когда ты мчишься по трассе, а вокруг тебя масса синих ведерок и все гудят — волей-неволей станет неловко. Власть потихоньку начинает реагировать: спикер Совфеда Сергей Миронов выдвинул революционную идею о том, что мигалки должны остаться лишь у президента и премьера. Мэр Москвы Юрий Лужков расширил этот список, включив в него патриарха. Правда, когда пользователи интернета написали о мигалке на машине главы РПЦ (а случилось это вскоре после московских терактов), один из блогеров позволил себе «черную» шутку: «Спешит к богу? Пусть спускается в метро».


Иные привилегии чиновников
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: прокурора и следователя нельзя задержать, привести в отделение милиции, нельзя проводить досмотр их вещей и используемого ими транспорта. Эти действия можно проводить только для обеспечения безопасности других лиц, а также при поимке на месте преступления. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации»: нельзя задерживать, арестовывать, подвергать обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, нельзя подвергать личному досмотру члена Совета Федерации или депутата Государственной думы. На территории РФ они могут бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, вод­ным транспортом.

Смотрите видео флешмоба


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.