Руководители петербургского Театра эстрады попросили Виктора Шендеровича представить им тексты, которые автор собирается читать на концерте, и сопроводить этот список обещанием, что он не будет устраивать политических акций. «Что-то слышится родное в грустных песнях ямщика...» А именно — тоска по ушедшей советской цензуре, отмененной, как известно, Конституцией Российской Федерации...
Контроль над «зрелищными мероприятиями» был введен 9 февраля 1923 года — особым постановлением Совнаркома. Возложен он был на специально созданный для этой цели Главрепертком — он иносказательно выведен в «Мастере и Маргарите» под названием «Акустическая комиссия московских театров». В постановлении указывалось: «Ни одно произведение не может быть допущено к публичному исполнению без разрешения Главреперткома при Главлите или его местных органов. Для обеспечения возможности осуществления контроля над исполнением произведения все зрелищные предприятия отводят по одному месту, не далее 4-го ряда, для органов Главреперткома и отдела Политконтроля ОГПУ, предоставляя при этом бесплатную вешалку и программу». Далее Совнарком предупреждал «виновных в публичном исполнении и демонстрировании произведений без надлежащего разрешения», что нарушение этого правила «карается по ст. 224 УК РСФСР».


Дошло до того, что однажды потребовали текст выступления жонглеров, которые, как известно, производят манипуляции молча



Слух о том, что на любые «публичные выступления» требуется цензурное разрешение, проник в самую глубину народных масс, что вызвало курьезное обращение в цензурные органы слепых нищих. В 1932 году начальник Краснобаковского райлита (то есть районного отделения Главлита) послал запрос в крайлит «Об утверждении репертуара нищих». В нем говорилось, что «от инвалидов-одиночек-слепых, не состоящих во Всесоюзном обществе слепых, поступают просьбы о выдаче разрешения на исполнение народных песен на базарных площадях и других местах скопления публики», и отмечалось при этом, что «репертуар в большинстве своем идеологически не выдержан». Вскоре на запрос был получен такой ответ: «Никаких разрешений кому бы то ни было на исполнение песен на базарах-рынках выдавать не следует. Тем более не следует выдавать такие разрешения инвалидам-слепым, хотя бы и состоящим в ВОСе. Ясно, что «базарные певцы» по своему жанру не будут исполнять никаких других песен, кроме так называемых жалостных — в расчете на хорошее подаяние. Мы должны повести с этими певцами решительную борьбу — так же, как ведем ее с попрошайничаньем и нищенством. Зам. начальника крайлита В. Бабкин».
С тех пор коммунистическая цензура по своей абсурдности с каждым годом превосходила саму себя. Одно время Ленгорлит требовал от конферансье эстрадных представлений и инспекторов цирковых манежей тексты их экспромтов (!). Забавную историю рассказывал знаменитый кинорежиссер Милош Форман, подвизавшийся в молодости на пражском телевидении. По его словам, все тексты должны были утверждаться цензорами Управления по делам прессы — аналогом нашего Главлита. «Для этой цели составлялись соответствующие формы в двух экземплярах. Копия оставалась у цензоров, и они следили за тем, чтобы все было точно. Дошло до того, что однажды потребовали текст выступления жонглеров, которые, как известно, производят манипуляции молча. И все-таки они должны были заполнить соответствующую форму. Они вернули мне бумагу, улыбаясь до ушей. Там было написано: «Эй! Ой! Ух! Ух! Ух! Гоп, гоп, гоп!» Спустя несколько дней оригинал пришел с нужным штампом».
Нашумевшая история с Шендеровичем из той же оперы. Вроде бы после открытого письма писателя губернатору Санкт-Петербурга Матвиенко она как-то улеглась, не в меру ретивых чиновников пришлось одернуть, но не исключено, что рецидивы будут возникать вновь. Ведь у чиновников, как у некоторых животных, «без ошейника шея мерзнет».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.