Внесенный законопроект расширяет понятие «иностранное финансирование», предлагая считать таковым случаи, когда «бенефициарными владельцами» НКО являются иностранные граждане или лица без гражданства. Он также запрещает размещать иностранную неправительственную организацию в жилых помещениях. Самый главным моментом юристы называют часть о контроле государства над содержательной деятельностью НКО-«иностранных агентов» и отделений иностранных неправительственных организаций в России.
Согласовать все
НКО-иноагент, в случае принятия законопроекта, обязана будет предварительно согласовывать с государством свои программы, иначе она не может их осуществлять на законных основаниях. Если программы у НКО нет, а она желает провести мероприятие, то до его проведения раз в год такая организация должна подавать в Управление Минюста России материалы, обосновывающие мероприятие. Иначе проводить его незаконно. Аналогичные требования предусмотрены для иностранной НПО в России.
«То есть государство вводит по сути разрешительный характер деятельности отдельных групп НКО, что противоречит фундаментальным основам свободы ассоциаций, которую Россия обязалась соблюдать, в том числе в рамках действующей Конституции РФ и международных обязательств. При этом на практике, например, ВИЧ-сервисные организации, практически не получающие финансирование из российских источников, но объявленные «иностранными агентами», будут вынуждены тратить сотни часов на переписку с чиновниками о своих планах и предоставляя отчеты о предпринятых ими мерах вместо того, чтобы потратить эти время, силы и ресурсы на свою уставную деятельность – профилактику ВИЧ-инфекции и поддержку людей, живущих с ВИЧ», — говорит старший юрист «Команды 29» Максим Оленичев.
Более того, в случае принятия поправок, государство в любой момент сможет запрещать проведение всей программы (мероприятия) или его части. В случае такого запрета НКО обязана немедленно прекратить такую активность, а если этого не сделает, то будет принудительно ликвидирована.
«По сути это новая зачистка некоммерческих организаций, выживших после принятия законодательства об «иностранных агентах» и «нежелательных организациях». Государство своими действиями не вступает в диалог с гражданским обществом, а отдельным группам НКО указывает на то, что они могут существовать в России только в тени, по сути не подчиняясь новому репрессивному законодательству, если они решат продолжать свою социально значимую деятельность», — отмечает Оленичев.
Проверки по любому поводу
Законопроект предлагает также проводить проверки со стороны государства как только поступит сообщение от любых лиц о том, что НКО принимает участие или сотрудничает с «нежелательной организацией».
«В моей практике были дела, когда член НКО как частное лицо дал интервью «МБХ медиа», а Минюст и вслед за ним суды посчитали, что это сотрудничество с «нежелательной организацией». Такое произвольное применение уже существующего законодательства создает серьезные проблемы для безопасности организаций гражданского общества в России», — напоминает Оленичев.
Законопроект означает ужесточение контроля за НКО. Эти меры принимаются как в связи с еще большим закрытием государства, так и желанием тотального контроля государственных органов за организациями гражданского общества, подавления плюрализма и установления полной зависимости от произвольных решений государства, заключают юристы «Команды 29».
«Команда 29» — независимое объединение юристов и журналистов, созданное с целью борьбы за отстаивание справедливости в делах, которые касаются свободы информации и/или госбезопасности.