#Культура

#Суд и тюрьма

Роман с ментом

2010.04.10 |

Колесников Андрей

Серьезная литература занялась милицией

Крименталитет, или Пророчество майора Майсурадзе. Милиционер в серьезной прозе становится антигероем нашего времени, как следует из содержания некоторых книг, выдвинутых в этом году на премию «Национальный бестселлер». Что видит современная русская литература в сумерках милицейского сознания — узнавал The New Times

Пока он на посту стоял,
Здесь вымахало поле маков,
Но потому здесь поле маков,
Что там он на посту стоял.
Когда же он, Милицанер,
В свободный день с утра проснется,
То в поле выйдет и цветка
Он ласково крылом коснется.

Дмитрий Александрович Пригов. 1978


Милиционер и маки, особенно опийные, ключевая тема романа Михаила Гиголашвили «Чертово колесо». Действие книги преподавателя русской литературы в Университете земли Саар происходит в нестандартное время и в нестандартном месте: Тбилиси, конец 1980-х. Начальник угрозыска майор Майсурадзе, инспекторы Пилия и Макашвили отловили наркомана по кличке Кукусик. И он сдал им все адреса и пароли. Дознаватели получили уникальный список, в котором главные наркоманы столицы Грузии, «продукты разных сфер» — от инспектора райкома партии до погруженного в адюльтер журналиста. Но их цель — вовсе не искоренить преступность, а получить выкупы и откаты от прищученных «наркуш» и их родственников.

Плуто-ментовской роман

То есть получается, что еще два десятилетия тому назад передовая грузинская милиция работала примерно так же, как сегодня научилась трудиться милиция российская.
Милиционеры идут по списку — так и закручивается романное колесо, композиционно блистательно выстроенная череда лиц и характеров. Герои романа совершают чудовищные вещи — от разбойных нападений до изнасилований, однако в плутовском по сути своей романе читатель начинает сочувствовать попадающим в ловушки героям, даже если те больше напоминают животных, чем людей.154-52-01.jpg
Рецидивист по прозвищу Сатана умиляет своей грубоватой непосредственностью. Утонченный интеллигент Кока, мальчик из княжеской семьи и с французской визой в паспорте, становится жертвой мошенничества Сатаны. Вор в законе Нугзар, оказавшись в Амстердаме, живет богатой духовной жизнью, отказавшись от тяжелых наркотиков, влюбившись в проститутку-китаянку, читая Тургенева и Библию и мечтая продать уникальную марку, доставшуюся ему при разбойном нападении на богатого гинеколога. Марку, натурально, пропивает за гроши его сосед-алкоголик. Журналист Ладо мстит за изнасилование любимой женщины, но случайно убивает не только насильника, но и его ни в чем не повинную тетку. Инспектор Макашвили, только недавно переведенный из транспортной милиции в угрозыск, вместе с опытным инспектором-наркоманом Пилией обманывают Сатану и завладевают награбленными им драгоценностями. При этом Макашвили страдает от неразделенной любви к «изнасилованной», которую шантажирует начальник угрозыска. Даже почти стопроцентное животное майор Майсурадзе, думающий только о своей «чучушке», услаждаемой временно содержащимися под стражей проститутками, обнаруживает чудеса профессионализма, а иногда умело шутит, поминая «Иосеба Бессарионовича». Он вообще единственный человек в романе с идеологией, причем идеологией, многое объясняющей в сегодняшнем устройстве нашего общества: «И опять стали вспоминаться слова майора, что скоро менты и мафия будут в одном лице — в лице ментов. И народу легче один раз платить, чем два. И жизнь станет спокойная: хочешь кайфа — купи у нас, а не у Чарлика (в романе — тбилисский барыга, торговец наркотиками. — The New Times) в подворотне. И бабы все будут под контролем: ни грязного сифона, ни рваного гондона, за все отвечаем. Приедут, отсосут, уедут. О вине, ресторанах и прочих мелочах и говорить не стоит. Все должно быть в одних руках. Если этот плешивый мудак Горбач разрушил, что наши отцы и деды по крупицам собирали и огнем и мечом добывали, то надо держаться крепко за то, что осталось. Если не мы — то кто?»
Весь этот босхианский ряд лиц вихрем проходит перед глазами читателя и не отпускает его до… 783-й страницы. Бывают же такого размера плутовские романы, где иной раз трудно отличить добро от зла! Роман Михаила Гиголашвили — с открытым концом. Заканчивается тем же, чем и начинался: тяжелой, душной ночью в отделении милиции. «Пилия сидел в дежурной части и, не обращая внимания на женские стоны из арсенала, быстро вписывал что-то между строк на листе бумаги».
Однако это уже начало новой для милиционеров эры. Той самой, наступление которой предсказывал майор Майсурадзе.

Два мира, две России

Книга Романа Сенчина с нарочито соцреалистическим, прямиком из секретарской литературы, названием «Елтышевы» действительно повествует о людях простых и незамысловатых. Крепкая семья милиционера: папа, мама-библиотекарь, двое мальчиков. Все вроде бы идет по плану: куплены телевизор, автомобиль, отец получает выгодную должность в медвытрезвителе, позволяющую даже относительно честному менту стать немного богаче. Но приходит беда, причем, как обычно, не одна. Младший сын попадает в лагерь за драку, великовозрастный старший растет сущим бездельником, а отца семейства выпирают из органов за то, что по его вине в вытрезвителе едва не погибли привезенные из ночного клуба молодые люди. Семья остается без служебной площади и средств к существованию. Начинается падение — настоящее русское падение, бессмысленное и беспощадное.
Роман Сенчина безжалостно прост, пугающе реалистичен, прямолинейно достоверен. Здесь, как и у Гиголашвили, трудно отделить зло от добра и почти невозможно обнаружить ту невидимую грань, отделяющую нормальное существование от деградации, физической и нравственной. В книге показана жизнь, которой живет точно больше половины населения страны: глухая провинция, отсутствие работы и содержательных занятий, нищета, натуральное хозяйство. Семья милиционера попадает в деревню, где безуспешно пытается справиться с бытом. Алкоголизм и убийства — прямые следствия жизненных обстоятельств. Но что-то есть в главном герое, крепком и типичном русском мужике, предопределившее вырождение целой семьи. В том числе и «ментовские» привычки чувствовать себя хозяином положения. Выживая, он начинает убивать. Жизнь платит сторицей: бывший милиционер случайно приканчивает старшего сына, а вернувшийся из зоны младший сын, с которым родители связывают надежды на выживание, в первый же вечер обнаруживается на улице с заточкой в груди. Вскоре умирает и сам отец семейства.
Род Елтышевых, типичной российской семьи, в Новый год садящейся за общий стол, чтобы с бокалами шампанского прослушать поздравление президента, вымирает. Даже внук, родившийся от прожившего короткую бессмысленную жизнь старшего сына, и тот носит другую фамилию, а бабушке Елтышевой не дают с ним общаться. Последний из Елтышевых, не узнавший бабушку, становится причиной ее смерти: «Валентина Викторовна медленно сползла по ограде на землю… Площадка садика, проулок были пусты. Помочь было некому».
В общем, все умерли. Такова подлинная Россия — без Сколково и инноваций. С натуральным хозяйством, опыт ведения которого утрачен. Помочь некому.
Один из эпизодических персонажей книги — телевизор. Только по нему ничего не видно — он все время «рябит».


Российская литературная премия «Национальный бестселлер» вручается ежегодно с 2001 года. В длинном списке 2010 года более 50 названий. Короткий список (обычно 5–6 названий) будет опубликован после 22 апреля. Победителя объявят в Санкт-Петербурге 6 июня.
Об особенностях национальных литературных премий The New Times писал в №22 от 8 июня и №42 от 23 ноября 2009 года.

Михаил Гиголашвили
родился в 1954 году в Тбилиси. Окончил филфак Тбилисского университета. Преподавал в вузах Тбилиси. Кандидат филологичес­ких наук. С 1991 года живет в ФРГ, преподает русский язык в университете земли Саар. Автор романов «Иудея» (1978), «Толмач» (2003), сборника «Тайнопись» (2007).

Роман Сенчин
родился в 1971 году в Кызыле. В 2001 году окончил Лит­институт. Автор нескольких романов. Лауреат премий журнала «Знамя» (2001), «Эврика» (2001), «Венец» (2007).

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share