#Репрессии

Китайская интернет-полиция перешла к офлайн репрессиям

2020.03.17

Интернет-цензура в Китае перешла на новый уровень в период распространения коронавируса. Теперь полиция не просто блокирует критические сообщения, но и приходит за теми, кто их написал. О сотнях попавших в поле зрения интернет-полиции пишет The New York Times 

Пытаясь изменить отношение к своей первоначально нерешительной реакции в борьбе с коронавирусом, власти Китая прибегают к помощи интернет-полиции, которая осуществляет наказание в реальном мире за правонарушения, совершаемые онлайн. С ее помощью Коммунистическая партия пытается получить больший контроль над мыслями, словами и даже воспоминаниями 800 млн китайских пользователей интернета. Полицейские неожиданно стучатся в дверь онлайн-критиков и увозят на многочасовые допросы, заставляют отречься от политически неприемлемых высказываний и подписать обещание лояльности. Это происходит, даже если комментарий был сделан в конфиденциальном групповом чате.

Так, выпускник юридической школы Ли Юйчэнь из города Чэнду в начала февраля попал под внимание полиции за высказывание о цензуре. Его допрашивали с позднего вечера до полуночи, спрашивая, любит ли он свою страну. В итоге Ли Юйчэнь был вынужден подписать заявление, в котором отказывался от своих взглядов с обещанием лояльности партии.

Эта история напоминает случившееся с доктором из Уханя Ли Вэньляном, который пытался предупредить коллег о распространении таинственного вируса в чат-группе, а в итоге попал в участок полиции. Когда врач умер от коронавируса, в китайском интернете прокатились волны скорби и гнева. Но чтобы сдержать этот гнев, власти удвоили ту тактику, которая в первую очередь и спровоцировала ярость китайцев: использование интернет-полиции для подавления откровенных высказываний.

Об интернет-полиции, формально входящей в Бюро защиты кибербезопасности, известно не много. Однако некоторые правительственные заявления дают подсказки. Например, в 2016 году в провинции Гуанси с населением 50 млн человек было сказано о том, что в ней работают почти 1200 сотрудников интернет-полиции. Цель состояла в том, чтобы иметь одного сотрудника интернет-полиции на каждые 10 тыс. человек в регионе.

В первые годы существования китайских социальных сетей наказания для критиков редко были суровыми. Цензура тогда означала удаление постов и блокировку иностранных сайтов. Сейчас полиция активно преследует авторов запрещенных материалов. Друзья и родственники предупреждают друг друга о том, что не стоит говорить слишком открыто в групповых чатах.

Скорость интернет-полиции по поиску критиков является результатом вложения властями миллиардов долларов в новые технологии наблюдения.

«Одной из причин возмущения в интернете после смерти Ли Вэньляна было то, что люди знают, что он столкнулся с обычным опытом китайского человека, — говорит научный сотрудник Школы информации Калифорнийского университета в Беркли Сяо Цян. — Это не вина местной полиции. Ошибка Си Цзиньпина (лидера Китая. — NT) в том, что подобные вещи стали частью повседневной жизни».

Си Цзиньпин, после того как возглавил страну, быстро перешел к координации онлайн-надзора. Он создал новую организацию — Администрацию киберпространства Китая, для координации цензуры в интернете и подавления влиятельных лиц в социальных сетях, которые не придерживались линии партии. Появление интернет-полиции в 2015 году сигнализировало о стремлении Си поднять онлайн-подавление на еще более высокий уровень. В том же году местные полицейские участки создали учетные записи в социальных сетях для освещения арестов, связанных с цензурой в интернете. Вскоре интернет-полиция стала самым острым инструментом государства. До эпидемии коронавируса они были в центре внимания протестов в Гонконге.

45-летний финансовый работник Боле Ченг был вызван в участок полиции прошлой осенью. Он во время обсуждения ситуации в Гонконге, используя китайский каламбур, назвал Си Цзиньпина «маленьким злодеем». Через два дня двое офицеров были у его двери. В течение пяти часов допроса они сказали, что использовали поисковую машину с искусственным интеллектом, чтобы найти его. В ближайшие месяцы полицейские связались с ним еще дважды и даже похвастались, что их полномочия расширяются, и им были даны новые обязанности по национальной безопасности.

Ченг даже пытался обсудить Джорджа Оруэлла с молодым офицером полиции, который пытался дистанцировать свою работу от того, что описано в книге «1984». «Он пытался показать, что читает книги и не о Китае. И что Оруэлл говорил не о нас», — рассказывает Ченг. Финансовый работник сдался лишь тогда, когда полиция стала угрожать затруднить его сыну посещение школы. После этого он подписал заявление с обещанием воздержаться от обсуждения Гонконга и прекратить оскорблять лидера страны.

По словам Сяо Цян из Беркли, активность интернет-полиции только усилилась во время вспышки коронавируса, и правительственные отчеты подтверждают это. В первые недели года полиция в районе Гуанси провела расследование в отношении 385 человек за распространение слухов. В провинции Цинхай они привлекли 72, а в районе Нинся еще 66 человек.

По словам Ханна Йенг, которая руководит «кибер-кладбищем» — онлайн-группой, посвященной сохранению постов, в последние недели цензура стала настолько жесткой, что она боялась, что китайцы теряют способность вести хронику прошлого.

Кампания правительства преуспела. Китайский интернет наполнен похвалой усилиям правительства в борьбе с коронавирусом, а записи о ранних ошибках в основном исчезли. Этот успех создает свои собственные угрозы. Если местные или региональные чиновники хоронят проблемы, руководители страны могут пропустить заблаговременные предупреждения о крупных кризисах, как было с врачом из Уханя, отмечает NYT.

Майлз Чжан в начале января посетил Ухань с командировкой. И он был одним из немногих, готовых к вспышке — в очках и маске по настоянию жены, которая читала в интернете о репрессиях против доктора Ли, прежде чем эту новость подвергли цензуре. «Я действительно выделялся», — вспоминает Чжан. Меры предосторожности, возможно, спасли его от заражения коронавирусом, который тогда тихо распространялся по всему городу.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share