Если на декабрьской пресс-конференции был намек, то здесь громко, чтобы все услышали и поняли, объявлено официальное начало транзита.
Основание: мы теперь сильные и можем себе позволить.
Любимый мотив последних лет: мы не меньше или равны СССР, мы больше или равны СССР, мы не догоняем, а перегнали.
Это особенно видно на оружии: догоняют нас, поэтому можно не кидать тревожные миллиарды на армию, а просто держать ее в тонусе, а деньги потратить на другое.
На что другое? От СССР мы отстанем в демографии. Демография — это безопасность. Деньги нужно туда не жалея.
Конституцию правим и утверждаем правки на референдуме. Оппозиции и иностранцам такие поправки будет труднее подвергнуть сомнению.
Убираем «два срока подряд». Второго Путина по продолжительности власти быть не должно: такая продолжительность связана с чрезвычайными обстоятельствами выхода из распада страны, рецессии и слома прежней жизни. Теперь максимум 12 лет. А если снова Медведев, то и вовсе шесть.
Не только продолжительность, но и полномочия, которые за эти годы собрал Путин, не могут быть в том же объеме переданы другому лицу. И в этом смысле не должно быть второго Путина. Поэтому полномочия делим.
Теперь правительство не только президентское, но и парламентское: парламент утверждает премьера и министров, и президент не может их не принять. Но может уволить. Ослабляем президента (который, теперь уже ясно, больше не Путин).
В случае конфликта — кто решает? Госсовет и/или Конституционный суд.
Роль Госсовета усиливается. «Закрепить статус и роль Госсовета в Конституции». Про него теперь что-то такое новое будет записано в Конституции. Потому что надо, как говорил Достоевский, чтобы человеку было куда пойти — например, с президентского поста.
А Конституционный суд, наоборот, дисциплинировать: в случае чего дать право судей увольнять, если не достойны. Конституционный и Верховный суд теряют остатки независимости ельцинских времен, у обоих теперь новая жизнь.
Верховный/Констиутуционный суд проверяет законопроекты на предмет соответствия Конституции.
Парламент больше влияет на правительство, суд на парламент, президент на суд, Совет Федерации на президента (в вопросе о назначениях глав силовых ведомств и, видимо, министра иностранных дел).
На Госсовет в новой схеме пока не влияет никто.
Усилить роль губернаторов: во-первых, они — члены Госсовета, во-вторых, из них, возможно, придется присматривать преемника на президентский пост.
Главных силовиков оставить за президентом, но он назначает их в консультациях с Советом Федерации — то есть с тем же Госсоветом.
Государство заканчивается слишком высоко и далеко от народа — на уровне губернаторов. Его надо спустить ниже, на уровень мэров и даже муниципальных депутатов, встроить даже муниципалов в вертикаль. Тем более муниципальные выборы дали лазейку чужим людям, непатриотам в политику — в той же Москве. Это называется «единая система публичной власти». А не разорванная, когда одна строится сверху, а другая снизу, и одна так, а другая сяк.
Патриотизация элит — все высшие чиновники только с российским гражданством без иностранных паспортов и видов на жительство. Президент 25 лет без перерыва живет в России и никогда не имел иностранных паспортов и видов на жительство. Имеется в виду только постоянный вид на жительство или временный тоже, вроде длительных учебных виз и разрешений на проживание? Если второе, получается, что любые выпускники политических программ Йельского университета от Навального до мистера Х не проходят. Но и любые выпускники иностранных вузов, включая детей высших чиновников, тоже не проходят. Народу, впрочем, понравится.
Российская конституция выше международных правовых обязательств. Кажется, прощай Совет Европы и Страсбургский суд, там, где вопрос по существу, а не по процедуре. Заграница больше не поможет.
За это народ с удовольствием проголосует.
Объединению с Белоруссией в транзите места нет, это отдельный вопрос работы со старым и важным активом.
Россия должна быть как здоровая клетка: плотная оболочка снаружи, непроницаемая для вирусов, но живая внутри. Капитализм сохраняется. И сохраняется коалиционный характер власти — за внешний контур по-прежнему отвечают силовики (они вместе с президентом, Госсоветом и прочими определяют, кто и что тут вирус), экономисты во власти — за развитие, экономический рост и отсутствие технологического отставания (это тоже параметр безопасности).
Лучшее действовать не вдогонку, а с опережением. Параметры транзита власти, при котором Путин уходит, но не в сторону, а куда-то в новый верхний отсек усложненной системы, заданы, и чтобы ее построить, не обязательно теперь ждать 2024 года.