#Деньги

#Суд и тюрьма

Почему Сколково?

06.04.2010 | № 12 от 5 апреля 2010 года

Эксперты The New Times — о перспективах российской Кремниевой долины

Не лучше ли было создавать всероссийский инновационный кластер на базе старых научных центров, скажем, Академгородка в Новосибирске или знаменитого Физикотехнического института в подмосковном Долгопрудном? Ответ на этот вопрос The New Тimes искал у специалистов.


Виктор Иванов, профессор, директор Лаборатории информационных технологий Объединенного института ядерных исследований РАН:
Построить инфраструктуру для инновационного центра можно достаточно быстро, вложив в нее большие деньги. Но собрать коллектив исследователей и инженеров, которые будут генерировать прорывные идеи и их реализовывать, гораздо сложнее, потому что людям необходимо научиться работать вместе. Научная среда не формируется в одночасье, ее сложно создавать искусственным путем.
За Сколково стоят интересы людей, далеких от науки. Одно дело делать деньги, как это умеет Виктор Вексельберг, а другое — приборы на переднем крае научной и инженерной мысли. Аналог Кремниевой долины нужно возводить не в Сколкове, а рядом с классическим инженерным университетом. Если же изначально была идея расположить кластер там, то хотя бы на начальном этапе было бы полезно отработать его модель на уже существующих площадках — например, в Дубне.

Владимир Хрусталев, профессор, декан факультета радиотехники и электроники Новосибирского государственного технического университета:
Русскую Кремниевую долину вполне разумно и целесообразно было бы разместить в Новосибирске. С одной стороны, в Академгородке уже сформирован научно-инженерный потенциал: только-только мы делегировали 10 ученых в Швейцарию, чтобы работать с результатами эксперимента на Большом адронном коллайдере. С другой — промышленность региона не лежит на лопатках и требует тех инноваций, о которых все говорят, — так что спрос также есть. Однако все решения принимает Москва, которая считает, что все расположенное за пределами МКАД — это дремучая периферия без потенциала и денег.

Алексей Ситников, профессор, проректор по управлению и развитию Российской экономической школы:
Сколково выбрано потому, что это близко к Москве, к аэропорту, к инфраструктуре. Проект по созданию инновационного центра в России будет управляться в ручном режиме, а для этого нужно, чтобы кластер находился в физической близости к источникам управления. Надо учитывать, что бизнес-школа «Сколково» и инновационный центр в Московской области — личные проекты президента Медведева, поэтому они получают особый статус. Сегодня проще сделать что-то с нуля, чем перестроить существующие университеты или научно-инженерные площадки. Бизнес-школа нужна для того, чтобы помогать изобретателям продавать то, что они придумают. Это столь же важно, как и создание самих инноваций. Почему, к примеру, не Академгородок в Новосибирске? Во-первых, далеко. Во-вторых, это крайне неудобно для привлечения иностранных специалистов: они туда, скорее всего, просто не поедут, потому что инфраструктура развита не очень хорошо, природные и климатические условия не так благоприятны. А если все получится в Сколкове, то модель инновационного центра можно будет распространить и дальше по стране — на другие регионы России.

Дмитрий Зимин, доктор технических наук, лауреат Государственной премии РФ, почетный президент «Вымпелкома»:
Строить инновационный кластер нужно было около университета с научно-инженерным уклоном и сильной исследовательской школой. Например, около Физтеха в Долгопрудном. Почему было выбрано Сколково, не имею понятия, но мне представляется, что причины были не рационального, а лоббистского характера.
G38.jpg


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.