#Тюрьма

Что делать с российскими тюрьмами?

03.10.2019

На каждые 100 тысяч россиян приходится 375 заключенных, что в 3,5 раза больше, чем в Европе. Более половины осужденных — рецидивисты. Анализируют систему эксперты Общероссийского гражданского форума и Комитета гражданских инициатив в докладе «Преступления и наказания: что делать с российскими тюрьмами?»

Эксперты считают, что достижение и поддержание желаемого уровня безопасности в стране не должно сопровождаться избыточными экономическими и социальными издержками. Но анализ показывает — методы, которые используются в России, недостаточно эффективны, а издержки неоправданно высоки.

Автор доклада руководитель проекта «Право и нормотворчество в цифровой среде» Центра перспективных управленческих решений Ольга Шепелева выделяет три основные проблемы. Это избыточно жесткая уголовная политика, негуманная и самая дорогая в Европе пенитенциарная система и неэффективная профилактика рецидивов.

В России на каждые 100 тыс. человек приходится 375 заключенных. В Европе в среднем — всего 102. Причина — свободы лишают даже за ненасильственные преступления. С другой стороны штрафы за экономические преступления устарели и не соответствуют экономическим реалиям. При этом только 24% осужденных к лишению свободы получили срок менее 3 лет. 28% заключенных «сидят» за преступления, связанные с наркотиками (их больше, чем тех, кто находится в тюрьме за убийство или за кражу). Подавляющее большинство из них — обычные потребители наркотиков. Только в 2018 году за приобретение, перевозку и хранение наркотиков без цели сбыта реальный срок назначили в полтора раза большему количеству человек, чем за сбыт наркотиков. Больше половины из потребителей получили срок свыше трех лет.

При том, что размеры тюремного бюджета в России самые большие в Европе, на содержание одного заключенного в России тратится в 50 раз меньше средств в день. Каждая пятая жалоба заключенных к омбудсмену в 2018 году касалась плохой и несвоевременной медпомощи. А условно-досрочное освобождение применяется крайне редко.

В России 54% отбывающих наказание заключенных уже сидели в тюрьме раньше. 36% — осуждены три и более раза. По данным ФСИН, 25% осужденных, ежегодно проходящих по учетам уголовно-исполнительных инспекций, относятся к категории социально незащищенных. Специализированной федеральной структуры, которая занималась бы социальной адаптацией бывших заключенных, не существует. Помощь им оказывается лишь региональными властями и НКО.

Следственные изоляторы в городах России часто переполнены. На время проведения следствия подозреваемых держат под стражей, хотя во многих случаях домашний арест или подписка о невыезде были бы не менее эффективными, считают эксперты.

Авторы доклада предлагают преобразовать ФСИН из силового в гражданское ведомство, сделать систему уголовного правосудия более эффективной. Для этого нужно снизить уровень повторной преступности и уменьшить социальные и экономические издержки, связанные с системой наказания. Приоритетом должна стать ресоциализация правонарушителей: обеспечение освободившихся временным жильем, материальной помощью на период поиска работы, помощью в лечении наркотической и алкогольной зависимости и в получении образования. Это позволит преодолеть негативные последствия лишения свободы, способствующие совершению повторных преступлений. Более широко должны применяться санкции, не связанные с изоляцией преступников. Чаще нужно отпускать людей по УДО.

Изменения должны коснуться и системы кадров ФСИН — предлагается ввести конкурсный отбор начальников пенитенциарных учреждений, а также модернизировать систему подготовки кадров для тюремной системы.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.