#Россия и мир

NYT: Россия помогает ЦАР ради алмазов

30.09.2019

Присутствие русских наемников в Центральноафриканской республике — это не только помощь в урегулировании внутренних конфликтов, но и возможность для нелегальной торговли алмазами. О российском влиянии на Центральноафриканскую республику пишет The New York Times

«После вмешательства в американские выборы 2016 года Россия использует аналогичную тактику в ЦАР», — пишет NYT. Но речь идет на этот раз не только о политическом хаосе, но и о поиске алмазов.

Правительство ЦАР в борьбе за алмазные шахты с мятежниками обратилось к русским наемникам. «Заключена опасная сделка, которая обменивает одну угрозу на другую», — считают источники издания. Центральная фигура, руководящая наемниками в ЦАР — Евгений Пригожин, «повар» Путина, которому в прошлом году было предъявлено обвинение в Соединенных Штатах за попытку вмешательства в американские выборы 2016 года.

Правительство ЦАР думало, что привлекая русских наемников, оно стабилизирует ситуацию в стране, а значит, это позволит легально продавать больше алмазов и использовать деньги для восстановления страны. Но за помощь приходится платить, и не только долей от добычи алмазов. По словам членов центральноафриканского правительства, западных чиновников и некоторых из полевых командиров, российские оперативники сотрудничают и с мятежниками, чтобы добыть алмазы в районах, где торговля запрещена, и наживаются на том самом беззаконии, которому должны были положить конец. Российских инструкторов, которых правительство наняло для совершенствования своей армии, также обвиняют в злоупотреблениях, в том числе в массовых зачистках невинных свидетелей.

По данным американской разведки, западных дипломатов и аналитиков, Евгений Пригожин связан с горнодобывающими, охранными и логистическими компаниями, которые были созданы в ЦАР в 2017 году. По словам одного из военачальников, Пригожин также лично участвовал в мирных переговорах с повстанческими группами несколько месяцев назад. При изучении связей «повара Путина» с добычей алмазов в прошлом году были убиты трое журналистов, напоминает NYT.

С чего все началось?

Вмешательство России началось в октябре 2017 года, через год после того как Франция завершила свою миротворческую миссию. Тогда президент ЦАР приехал в Сочи, чтобы попросить Россию о помощи. В том же месяце в Банги была зарегистрирована горнодобывающая компания Lobaye Invest, а через 12 дней — охранная компания Sewa Security Services. Обе организации связаны с Евгением Пригожиным, утверждают представители американской разведки, западные дипломаты и бывший правительственный чиновник из Центральной Африки.

В декабре 2017 года Россия лоббировала и добилась освобождения ЦАР от эмбарго ООН на поставки оружия. В следующем месяце российское правительство отправило пять военных и 170 гражданских инструкторов в Банги.

По словам правительственных чиновников, горнодобывающая компания Lobaye, связанная с Пригожиным, начала работы на алмазных рудниках в небольшой части страны, из которой эти камни могут быть законно вывезены. Дипломаты сообщают, что российский посол тогда жаловался на скудный доход от этой деятельности. Примерно в то же время компания заплатила полевым командирам за мирные переговоры в Судане между вооруженными группами в ЦАР, где присутствовал Пригожин. После этого президент страны направил российскому лидеру Владимиру Путину благодарственное письмо.

В феврале 2019 года, по мнению российских чиновников, более дюжины вооруженных групп подписали мирное соглашение с правительством Центральной Африки. Соглашение, которое поддерживает Организация Объединенных Наций, ставит военачальников, обвиняемых в совершении массовых преступлений, на уровень членов кабинета министров.

Последствия дружбы с Россией

По оценкам американских чиновников, число русских наемников превышает 400 человек, причем некоторые из них находятся в районах, контролируемых повстанцами, где их можно увидеть на белых пикапах и ночью в местных барах.

Российские горные разработки были обнаружены в районах, где алмазы считаются «кровавыми», но наиболее высококачественными. Алмазы ночами вывозятся контрабандным путем через Камерун, Чад и Судан.

«Они заключают эти сделки в темноте ночи», — говорит лидер повстанцев Хасан Буба, который недавно был назначен министром в рамках мирного соглашения и раньше сам был связан с незаконной торговлей алмазами.

Российских наемников также обвиняют в репрессиях по отношению к местному населению. 38-летний владелец магазина рассказал журналистам, что его окружили местные солдаты и отправили в российский учебный центр неподалеку. В течение четырех дней десятки русских в гражданской одежде его избивали. Когда он не признался в том, что он мятежник, один из русских отрубил ему палец. В ООН предупредили центральноафриканское правительство об обвинениях в «задержаниях и пытках», совершенных «лицами русской национальности», и поделились документами, подтверждающими эти претензии, с правительственными чиновниками. МИД России назвал претензии «поддельными».

NYT сообщает, что в ЦАР, как и при вмешательстве в американские выборы, борьба ведется в средствах массовой информации и в социальных сетях. Одновременно с прибытием наемников на сайтах Facebook публиковались пророссийские темы и фото местных жителей в футболках с гигантским красным сердцем и лозунгом «Россия 2018». Горнодобывающая компания, связанная с Пригожиным, построила больницы и бойни, спонсировала футбольный турнир и провела конкурс красоты. Она создала пророссийскую радиостанцию с большим охватом, чем государственное радио.

«Пригожин даже сделал пропагандистский мультфильм для детей: мощный русский медведь мчится по зимнему лесу, проносится по всему земному шару и приходит на помощь своим боевым друзьям в Африке», — пишет NYT.

Сейчас Россия расширяет присутствие в Африке: несколько стран к югу от Сахары обратились к ней за помощью в обеспечении безопасности. В мае Россия объявила, что отправит военных специалистов в Демократическую Республику Конго. В Гвинее бывший посол России поддержал местного президента и стал главой крупной российской алюминиевой компании, работающей там.

«Они собирают друзей и союзников и находят благоприятные условия для продажи своих товаров и получения коммерческих возможностей», — говорит директор Африканской программы Центра стратегических и международных исследований Джадд Девермонт.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.