#Власть и общество

Город счастливых машин

17.09.2019 | Иван Давыдов

Московские власти формулируют повестку нового политического сезона. На параде мусоро- и снегоуборочной техники они продемонстрировали, чей это город. А на параде студенчества «доказали» полную лояльность молодежи. О политических жестах мэрии — колумнист NT Иван Давыдов

Иван Давыдов.

Победа техники над пешеходами

Что такое абсурд в его высшем проявлении, в чистом и незамутненном виде? Чиновники московской мэрии легко ответят на такой вопрос. Абсурд — это выворачивание наизнанку самых обыкновенных вещей, наделение их функциями, прямо противоположными тем, для которых они существуют. Простой пример: городские улицы существуют для того, чтобы люди по ним передвигались. В общественном транспорте, например.

Все просто, извернуться тяжело. Но, как выясняется, возможно. Можно, например, центр перекрыть, сделать непроезжим, парализовать движение в мегаполисе ради того, чтобы по центру ездили автобусы. Пустые автобусы строем. А также — поливальные машины, мусоровозы, полицейский спецтранспорт (это, кстати, разные вещи, не надо путать полицейский спецтранспорт и мусоровозы), и — вишенкой на торте — снегоочистители. Когда в городе стоит летняя жара, снегоочистители выглядят особенно уместно.

Обозвать все это парадом и сослаться на «многочисленные просьбы москвичей». Разумеется, это горожане просили начальство парализовать город и бессмысленно гонять по центру разнообразную технику. И все это — ради того чтобы показать, как сильно начальство старается, чтобы сделать город удобным для жизни. «Парад становится доброй традицией!» — рапортуют в мэрии.

Это правда, странное действо в минувшую субботу прошло уже в третий раз, и не обошлось без рекорда: столичная мэрия не может ведь без рекордов. В параде приняло участие около семисот единиц техники, и это на сорок машин больше, чем в прошлом году. И почти на сто машин больше, чем в позапрошлом.

Работа с памятью

Однако у всякого события есть контекст, и если о контексте вспомнить, безумная затея сразу обрастет вполне понятным смыслом. Перекрытый центр — прямая отсылка к событиям минувшего лета, когда движение в городе было парализовано не благодаря мусоровозам, а благодаря автозакам и бесчисленным толпам омоновцев, швырявших в автозаки москвичей. Рифма слишком очевидная, не заметить ее невозможно. Полицейский беспредел на улицах Собянину с присными забудут не скоро.

«Парад городской техники» начинает выглядеть внятным политическим жестом. Летние битвы отшумели, и мэрия прямо показывает, что снова берет бунташный город под контроль

Для мэрии это тяжелые воспоминания. Выборное лето для московского начальства — это череда политических провалов, и полицейский террор против мирных жителей, который оказался единственным возможным выходом из скандальной ситуации, начальством же и созданной. Но даже и полицейский террор не помог — выборы благодаря «умному голосованию» собянинские ставленники проиграли. У стеснительных единороссов, превратившихся в самовыдвиженцев, в МГД все-таки большинство, но от «ключевых показателей эффективности», спущенных администрацией президента еще на старте кампании, полученный результат далек.

С учетом всего этого «парад городской техники» начинает выглядеть внятным политическим жестом. Летние битвы отшумели, и мэрия прямо показывает, что снова берет бунташный город под контроль. Вместо живых людей, выходивших летом на демонстрации, чтобы защитить свои права, — демонстрация пустых автобусов. И даже полная, почти анекдотическая абсурдность мероприятия оказывается оправданной. Тогда, летом, москвичи не без некоторой самонадеянности кричали в лицо полицейским: «Это наш город!»

Хотя какие там лица, там шлемы да балаклавы — люди, занятые делами постыдными и понимающие это, лица предпочитают прятать.

Мэрия помнит, мэрия отвечает: есть, конечно, отдельные скандалисты, но настоящее московское студенчество — вот оно. Ходит строем, почти как автобусы, кланяется и благодарит

А теперь мэрия отвечает: «Нет, это наш город. Мы здесь можем творить вообще все, что захотим. Захотим — и перекроем центр в выходной. Захотим — и выгоним на улицы снегоочистители в теплый солнечный денек. Да еще и объявим, что это по вашим же просьбам и ради вашего удобства».

Марш студенчества

А чтобы намек был понятнее — в ту же субботу в городе прошел еще один парад. Пока по центру ездили мусоровозы, от Университетского проспекта к Воробьевым горам шли тридцать тысяч первокурсников, поступивших в московские вузы — послушать речи чиновников от образования и принести «клятву московского студента».

Здесь все совсем наглядно: столичное студенчество активно участвовало в мирных акциях прошедшего лета (которые почему-то принято в судах и пропагандистских СМИ обзывать «массовыми беспорядками»). А студент ВШЭ Егор Жуков, которому в рамках «московского дела» стараниями «экспертов-лингвистов», работающих без стыда и без заботы о собственной научной репутации, зато в тесной связке со Следственным комитетом, готовят обвинение в экстремизме и чуть ли не в подготовке вооруженного восстания, и вовсе сделался символом летнего протеста.

Мэрия помнит, мэрия отвечает: есть, конечно, отдельные скандалисты, но настоящее московское студенчество — вот оно. Ходит строем, почти как автобусы, кланяется и благодарит. Кстати, на «параде» задержали трех человек в майках со слоганом «Свободу Егору Жукову». Правда, в итоге задержанных отпустили из ОВД без протоколов. Иногда и гуманизм высоким руководителям не чужд. Пресытились немного охотой на людей, приедаются и такие развлечения.

Забудьте — словно бы говорит москвичам мэрия. Забудьте обо всем: и о полицейских зверствах, и о наших провалах, и о ваших сомнительных успехах, и о тех, кто уже сидит, и о тех, кто пока ждет суда. Ходите строем, как мусоровозы, наслаждайтесь фестивалями

Мэрия формулирует повестку нового политического сезона: ну да, случились летом какие-то досадные сбои, но лето прошло. Москва теперь снова — территория всеобщего ликования, где довольные жители (и даже довольные машины) ходят строем и благодарят любимого мэра. Ничего другого нет, и никого другого нет. Сделаем вид, что ничего не случилось, вернемся к тому, на чем остановились. Ударим автопробегом снегоочистителей по недовольству горожан.

И — это чтобы горожане не расслаблялись — на следующий день в Москве прошел парад велосипедистов. С перекрытиями улиц, разумеется. Столица — не для жизни, и уж точно не для того, чтобы невесть что о себе возомнившие граждане смели претендовать на политические права.

Забудьте — словно бы говорит москвичам мэрия. Забудьте обо всем: и о полицейских зверствах, и о наших провалах, и о ваших сомнительных успехах, и о тех, кто уже сидит, и о тех, кто пока ждет суда. Ходите строем, как мусоровозы, наслаждайтесь фестивалями. А фестивалей будет много.

Фото: 24tm.ru


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.