#В блогах

«Голос»: в отношении наблюдателей начались репрессии

13.09.2019

Утром 12 сентября, на третий день после дня голосования, прошли обыски у координаторов «Голоса» в Саратовской области Александра Никишина и Татарстане Михаила Тихонова. Одновременно обыск прошел у члена Ассоциации наблюдателей Татарстана Азата Габдульвалеева. После обысков всех доставили на допрос в Следственный комитет, а банковские счета физических лиц арестовали — фактически лишив их средств к существованию. Формально причиной обысков стало уголовное дело о т.н. «отмывании денег Фонда борьбы с коррупцией Навального». Михаил Тихонов и Александр Никишин в период выборов активно занимались обучением наблюдателей и читали лекции для разных политических сил, в том числе для активистов «Штабов Навального». При этом никто из них финансовых отношений со штабами или ФБК не имел. Координаторы «Голоса» готовили заявления по итогам наблюдения за выборами,  выявляли нарушения, что раздражает региональную власть, которая, судя по всему, воспользовалась случаем и решила их запугать.

Давление на наблюдателей началось еще до дня голосования. 7 сентября на выходе из территориальной избирательной комиссии во время досрочного голосования был задержан московский координатор «Голоса» Владимир Егоров. Суд арестовал его на пять суток, лишив тем самым возможности наблюдать за днем голосования. На протяжении нескольких месяцев ограничен в своей свободе член совета движения Роман Удот. Уже почти полгода в СИЗО находится представитель «Голоса» в Ингушетии Исмаил Нальгиев, из-за чего оказалось сорванным общественное наблюдение во всей республике.

Параллельно была развернута кампания по публичной дискредитации общественного наблюдения. Ее запустил член Совета при Президенте Российской Федерации по правам человека и развитию гражданского общества (СПЧ) Игорь Борисов, заявивший СМИ 4 сентября: «Мы сталкиваемся с увеличением фейковых новостей, направленных на дискриминацию выборов. Те сообщения, которые мы видим на «Карте нарушений на выборах», 61% из них не является нарушением закона». На запрос «Голоса» ознакомиться с результатами проверок, которые дали такой показатель, ответа не последовало. Параллельно была запущена платная медийная кампания в социальных сетях. Например, с фейсбук-страницы «День голосования» распространялась оплаченная реклама с теми же тезисами, что озвучил г-н Борисов.

В пропагандистскую кампанию втянули и председателя ЦИК России Эллу Памфилову, благодаря чему эти выпады перешли на новый уровень, сопровождаясь заявлением, что на «Карте нарушений» «Голоса» под видом новых было размещено порядка 30 сообщений, скопированных с прошлых выборов. Эти делалось на фоне целенаправленной атаки по отправке злоумышленниками нескольких сотен сообщений на «Карту», значительная часть которых действительно была взята с прошлых выборов либо выдумана. Модераторы средствами автоматизации вычислили и отфильтровали большую часть таких сообщений, но порядка 30 сообщений оказались опубликованы. Позднее и они были удалены, однако намеки и обвинения, что «Голос» сам организовал публикацию этих сообщений, не выдерживают никакой критики. Очевидно, что эти сообщения отправляли те же провокаторы, которые быстро нашли их в опубликованных и запустили через СМИ и ЦИК информационную кампанию по дискредитации «Голоса».

День голосования также прошел в условиях повышенного противодействия работе представителей СМИ, наблюдателей и членов комиссий с правом совещательного голоса. Количество сообщений о нарушении прав наблюдателей и членов комиссий в сравнении с единым днем голосования 2018 года возросло в четыре раза. Поступали жалобы на ограничения фото- и видеосъемки, на запрет свободного перемещения по помещению для голосования и отказы в ознакомлении с документами комиссии. 

В ст. 1 подписанной Россией «Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ» указано, что осуществление общественного наблюдения за выборами является необходимым условием признания выборов соответствующими демократическим стандартам. Из ст. 7 той же Конвенции следует, что именно от создания условий для осуществления такого наблюдения зависит соблюдение принципа открытости и гласности в деятельности системы избирательных комиссий, закрепленного в ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Давление на наблюдателей ставит под сомнение соблюдение в Российской Федерации стандартов демократических выборов и эффективность гарантий соблюдения избирательных прав граждан.

Активисты «Голоса» в своих действиях не нарушали каких-либо законов и действовали в строгом соответствии с Конституцией России, в отличие от сотрудников правоохранительных органов, чьи действия можно квалифицировать как репрессии, то есть лишение или ограничение прав и свобод лиц, признающихся действующей властью опасными для государства или политического строя по политическим признакам.  

Согласно Федеральному закону № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», от 18 октября 1991 года, политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

Исходя из существующей в российском законодательстве дефиниции политических репрессий, мы считаем, что именно они применяются прямо сейчас в отношении активистов «Голоса», а также сторонников Алексея Навального, столкнувшихся с обысками в 39 городах страны.

Источник


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.