#Регионы

Повышение или статья

27.06.2019

Комитет гражданских инициатив, проанализировав работу мэров российских городов, выяснил, что большинство из них после отставки переходят работать на региональный уровень или подвергаются уголовному преследованию. В целом эксперты отмечают, что после отмены прямых выборов глав городов их качество упало 

Если в 2008 году преобладало прямое избрание жителями глав муниципальных образований, возглавлявших местные администрации, то сегодня «в тренде» избрание главы местным парламентом по результатам конкурса. Изменение формата предполагало повышение квалификационного уровня и кадровой специализации мэров. Однако динамика образовательного уровня и профиля мэров свидетельствует скорее об обратном, говорят авторы доклада «Особенности ротации корпуса мэров в современной России».

Снизилась доля мэров, имеющих ученую степень (с 29% до 17%), а также получивших образование в вузах «национального уровня». Доля мэров, имеющих образование экономического и управленческого профиля, не только не растет, но даже снижается (с 44% до 39%). Зато доля мэров с юридическим образованием за 10 лет удвоилась — с 10% до 20%. Это может свидетельствовать о росте запроса на юридические компетенции среди мэров российских городов в условиях усложнения законодательного регулирования, роста прессинга и различного рода проверок со стороны правоохранительных и контрольно-надзорных органов, считают в КГИ.

В мэры часто приходят региональные и муниципальные чиновники, а выходцев из бизнеса становится меньше. «Вкупе с динамикой описанного выше изменения образовательного профиля это может означать, что  работа «назначаемых мэров» ориентирована больше на соблюдение регламентов, нежели на экономическое развитие, что вряд ли соответствует идее «интенсификации роста», все сильнее озвучиваемой на национальном уровне», — пишут эксперты.

Корпус глав муниципальных образований отличается чрезвычайной неустойчивостью. Более 40% мэров находятся в должности от года до трех — меньше стандартного срока полномочий. При этом избранные мэры в среднем работают 5,5 года, а «конкурсные» — 3 года.

Авторы исследования отмечают, что избранные мэры являются важным резервом для замещения выборных федеральных и региональных должностей, чего нельзя сказать о «конкурсных» мэрах. Среди всех 20 мэров, ставших депутатами Государственной Думы или же сенаторами, 15 избирались на должности мэров путем прямых выборов. Среди избранных населением мэров 10 человек стали губернаторами, а из «конкурсных» — только двое. «Это можно косвенно рассматривать как определенный «знак качества» избираемых населением мэров. Иными словами, прямые выборы мэров являются действенным механизмом формирования кадрового резерва федеральных депутатов и глав регионов, причем представляющих преимущественно «партию власти», — говорится в докладе.

Среди сценариев завершения карьеры мэра на первом месте стоит переход на региональный уровень. На втором — уголовное преследование. Из числа экс-мэров, включенных в выборку исследования, 39 человек (15%) подверглись уголовному преследованию. 

«Доля такого сценария радикально выше, чем, например, у глав регионов или депутатов. При этом более высокий уровень коррумпированности или противоправных действий со стороны мэров неочевиден. Причиной этого может быть высокая правовая незащищенность глав муниципальных образований и/или дефекты механизмов их формирования, что еще раз ставит под сомнение эффективность «конкурсных» процедур замещения должностей глав муниципальных образований и отказа от их прямых выборов», — заключают в КГИ.

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.