Четыре часа президент Владимир Путин отвечал в прямом эфире на вопросы россиян. В ходе прямой линии традиционно решались вопросы конкретных дворов и деревень, но президент прокомментировал и темы, актуальные для всего общества.
О личном
Уже в завершении эфира Путин, отвечая на блиц-вопросы, заявил, что быть президентом ему не надоело, «иначе не избирался бы на очередной срок». Он также заявил, что ему бывает стыдно, «как и любому нормальному человеку»: «В начале 2000-х страна была в сложном положении. Мы прилетели в какой-то регион, конец рабочего дня, темно, и куда-то я перебирался, шел по слякоти к машине. Вдруг появилась женщина преклонного возраста. Что-то невнятно сказала — и вдруг упала на колени. Отдала мне записку. Я сказал, что обязательно посмотрю. Забрал, отдал помощникам. И ее потеряли. Никогда этого не забуду. Мне и сейчас стыдно».
Заявил Путин и о том, что чувствует личную ответственность за разгул коррупции в стране. «Я чувствую ответственность за это безобразие. А если бы не чувствовал, вы бы ничего не знали», — прокомментировал он вопрос о миллиардах, найденных у полковника Захарченко. Он отметил, что эти миллиарды берутся «из коррупционных схем, из бизнеса»: «Кстати сказать, здесь, как правило, обе стороны виноваты: одни тащат — другие берут. Куда уходят деньги? В доход государства, разумеется».
О «мусорной» реформе
Конкретного вопроса о протестах в Шиесе, где строят мусорный полигон для отходов из Москвы, во время «прямой линии» не прозвучало. Хотя активисты были готовы высказаться и записали свои требования заранее. Жители нескольких регионов пожаловались, что тарифы растут, а мусор не вывозится. Основной вопрос делегировали 15-летней Екатерине Адушкиной, которая посетовала, что в стране не работает система раздельного сбора мусора.
Путин отметил, что проблема «возникла не вчера», «мы десятилетиями накапливали мусор, отходы бытовые, и никто этим как следует никогда не занимался». «Конечно, несмотря на то что это вроде непривлекательная тема — мусор, но и я тоже буду за этим поглядывать», — сказал президент.
О деле Ивана Голунова
«Нужно наладить контроль за деятельностью правоохранительных органов, чтобы не было никаких правонарушений с их стороны, чтобы не было отчетности, чтобы ради «галок» людей не сажали, чтобы не было таких случаев, как с тем журналистом, о котором вы упомянули. Кстати говоря, и генералы были за это уволены, и, надеюсь, будут проведены необходимые следственные действия по выявлению всех виновных, которые создали эту ненормальную ситуацию. И здесь, повторяю, самое главное, наладить контроль. Поэтому, я думаю и поговорю еще с Генпрокуратурой, ФСБ, Министерством внутренних дел, может быть, в системе собственной безопасности МВД создать особое отдельное направление, которое контролировало бы эту сферу деятельности. И ФСБ не мешало бы этим поплотнее заняться».
Но либерализовать ст. 228 УК Путин отказался: «Если человек хранит незаконно, перевозит (транспортирует), распространяет даже небольшие объемы, и дозы небольшие, нужно нести за это ответственность, и никакой либерализации здесь быть не может».
О законе об оскорблении власти
«В этом законе речь как раз не идет о критике власти. Наоборот, она должна быть свободнее, люди имеют право и должны обращать внимание на проблемы, в том числе в функционировании властных институтов. Это само собой разумеется. Закон направлен на борьбу с оскорблением символов государства. Собственно, нашего народа, каждого из нас, чтобы никто не позволял себе глумиться над флагом, над гербом и так далее. Но никто не имеет права злоупотреблять этой нормой, для того чтобы ограничить людей в их праве критиковать действующую власть любого уровня, кстати говоря. Конечно, мы будем за этим следить. Я попрошу и Генпрокуратуру самым внимательным образом обратить на это внимание. Правоприменительная практика должна соответствовать смыслу и назначению этого закона».
Об экономике
Начался эфир с вопроса о нацпроектах, о которых, как выяснилось накануне, не знает большинство россиян. Путин заявил, что конечная их цель — «поставить экономику на новые рельсы, сделать ее высокотехнологичной, повысить производительность труда и на этой базе поднять уровень жизни наших граждан». Говоря о доходах россиян, президент согласился, что они падали несколько лет, но заверил, что они начали расти. Он отметил, что один из показателей расходов граждан — это выплаты по кредитам: «Банки предоставляют сейчас кредиты гражданам, условно говоря, под залог 40% заработной платы, что, конечно, чревато. ЦБ должен обратить на это внимание, потому что нам не нужно в экономике «надувать» этих пузырей. Тем не менее граждане берут, потом платят, и это уходит в минус, влияет на реальные доходы населения».
Об арестах за экономические преступления
«Нельзя злоупотреблять этими арестами, особенно в сфере экономических правонарушений. Можно ли использовать в качестве меры пресечения, и более широко это использовать, залог? Можно, и даже нужно. Наряду с домашним арестом, наряду с подпиской о невыезде, все это нужно шире использовать, я согласен. Но полностью исключить арест тоже нельзя. Одна из самых главных проблем сегодня — это бесконечное содержание под стражей. Я уже просил об этом и Генеральную прокуратуру, и Верховный суд, чтобы они проанализировали ситуацию и сделали предложения».