#Общество

Как Дудь украл будущее у Прилепина

06.05.2019 | Федор Крашенинников

Чем сильнее от старших поколений и власти идет навязывание позитивного образа Сталина, тем острее запрос на его критику — в понятном для молодежи виде. О спорах вокруг фильма про Колыму —
политолог Федор Крашенинников

Фёдор Крашенинников.

Дудь против Сталина

23 апреля на авторском канале журналиста Юрия Дудя в социальной сети YouTube был опубликован снятый им и его командой документальный фильм «Колыма — родина нашего страха». И тема фильма, и его солидная продолжительность (более 2 часов) вызвали удивление. Но еще больше все удивились тому, насколько популярным оказался фильм — почти за две недели более 11 000 000 просмотров и более 650 000 «лайков». Примечательно, что негативно фильм оценили только 45 000 его зрителей.

Пафос Юрия Дудя — резко антисталинский. Тем, кто помнит перестройку, ажиотаж вокруг фильма показался странным — вроде бы ничего нового Дудь не говорит, все давно известно. Между тем в молодежной аудитории — а прежде всего она смотрит YouTube вообще и канал Дудя в частности — тема сталинских репрессий оказалась сенсационной.

Все последние годы российскую молодежь пичкают байками про «эффективного менеджера» Сталина, и возможно, фильм Дудя попал в важный нерв — поколенческое отрицание ценностей отцов. Чем сильнее от старших поколений и власти идет навязывание позитивного образа Сталина, тем острее запрос на его критику — в понятном для молодежи виде.

11 миллионов просмотров — это достаточный показатель того, что тема репрессий востребована аудиторией, и по логике современных соцсетей следует ожидать бума антисталинской публицистики — хотя бы в надежде получить свой миллион просмотров.

Сталинисты против Дудя

Выступление Дудя уже потому можно считать успехом, что сталинисты всех мастей среагировали на его фильм форменной истерикой. На всех профильных каналах в YouTube множатся разоблачения Дудя и апологии Сталину, а текстам и вовсе нет числа. 

Своеобразным манифестом неосталинистов стала статья Захара Прилепина «Мороженный Дудь для детей», опубликованная через 6 дней после выхода фильма.

Все последние годы российскую молодежь пичкают байками про «эффективного менеджера» Сталина, и возможно, фильм Дудя попал в важный нерв — в поколенческое отрицание ценностей отцов

В глубинном смысле ответ писателя Захара Прилепина журналисту Юрию Дудю — яркий пример противостояние старого и нового, наглядная иллюстрация к вечному сюжету про переход человека из категории «голоса молодежи» в лигу «для тех, кому за…» Это видно даже по заголовку: Прилепин прямо называет аудиторию Дудя детьми, выступая в роли разгневанного отца.

Между заочными спорщиками всего 11 лет разницы в возрасте, но на самом деле их разделяет бездна — Дудь живет в совершенно другой технологической, интеллектуальной, моральной и идейной среде, чем Прилепин, и работает для совершенно непонятной менестрелю Донбасса аудитории.

Спор Прилепина и Дудя принципиален, и он о том, кто поведет молодежь в будущее и каким это будущее станет. И здесь нельзя не отдать должного проницательности Прилепина: он понимает, что новые поколения скорее пойдут за Дудем, чем за ним и ему подобными. «Верят Дудю на слово…», — сокрушается Прилепин.

Для каждого пишущего человека это, несомненно, трагедия — когда тебе и твоей писанине уже не верят и вообще не особо ею интересуются, а какому-то там Дудю — верят и ставят сотни тысяч лайков.

По сути, Прилепин расписался в своем идейном крахе: из подающего большие надежды писателя, пытавшегося сказать что-то от имени молодежи 90-х, он превратился в немолодого и уже довольно унылого пропагандиста, который всецело погружен в проблемы из путинского телевизора: Крым, Донбасс, Великая Победа, проклятые 90-е и все прочее.

Смена поколений

Текст Прилепина интересен именно как поколенческий манифест. Естественно, грести всё наше поколение под одну гребенку нельзя — автор этих строк сам младше Захара лишь на год. Но не секрет, что в современной русской публицистике существует круг рожденных в 1975-1980-х годах авторов, которые уже много лет заняты мщением за поруганные идеалы своего детства и юности: им не нравится крах СССР и Борис Ельцин, они считают, что в 1993 году была расстреляна демократия, а в 1996 году надо было голосовать за Зюганова. Они бравируют своим национализмом и переживают за Сербию и Косово, они рады Крыму и ненавидят Украину, им все еще кажется, что главное зло в мире — это Лия Ахеджакова и звезды публицистики и журналистики 90-х, а потому надо не жалеть желчи и чернил, проклиная их в худших традициях газет «Завтра» и «Лимонка».

Дудь живет в совершенно другой технологической, интеллектуальной, моральной и идейной среде, чем Прилепин, и работает для совершенно непонятной менестрелю Донбасса аудитории

Того, что выросли целые поколения людей, которым все это неинтересно и для которых 90-е — время молодости их родителей, все эти борцы с ельцинизмом даже не заметили. Прилепину и компании почему-то кажется, что молодежь все равно должна в одном ряду с ними проклинать Ельцина и оплакивать великую державу. Между тем Ельцин так усиленно оплевывался все последние годы, что по принципу отрицания отрицания вполне может оказаться в той же роли, в которой оказался Сталин для части молодежи в 90-е: раз вы нам со всех сторон говорите, что он был плохой, мы будем кричать вам в лицо, что он хороший.

Триумф и падение реваншистов

2010-е годы стали годами триумфа советских реваншистов, знаменем которых стал Владимир Путин. Старшие поколения реваншистов захватили власть и богатство страны, а повзрослевших и полысевших нацболов и прочих «антисистемщиков» 90-х наняли в пиар-обслугу. В 2014 году пригодились даже те, кому еще в 2013 году правоверные путинисты не подавали руки.

«Детей перестройки», руководивших СМИ в 90-е и ранние 2000-е, к тому время уже отодвинули далеко в сторону (или они переродились и остались в эфире, как баснословные Киселев и Соловьев). Выяснилось, что в 2014 году в как бы респектабельных СМИ можно без всякого стеснения публиковать все то, что было прочитано в «Лимонке» в 1994-м.

Собственно, этим ребята и занялись — и все глупости и банальности из багажа маргинальной оппозиции 90-х стали интеллектуальной базой для корифеев посткрымской пропаганды.

Но после 2014 года прошло пять лет, и теперь уже вполне очевидно, что пик безумия и реваншизма пройден. Прилепин и ему подобные вдруг обнаружили, что они вовсе не кумиры молодежи и вообще не интересны подрастающим поколениям со всеми своими проблемами из 90-х. Какой-то Юрий Дудь получает миллионы просмотров в ютубе, а какой-то Александр Горбунов — сотни тысяч прочтений в телеграмме на ставшем легендарном канале «Сталингулаг». И оба пишут и говорят совсем не то, что хотелось бы Прилепину и его соратникам. Но читают и слушают их, а Прилепину остается только строчить ругательные пасквили в полумертвые издания.

Можем повторить

Переживший крах советского режима Прилепин чувствует, что и в этот раз все может пойти по тому же сценарию и столь же успешно. «Оказывается, фокус, который был произведён в 1987–1991 гг. — вполне можно ещё раз повторить», — пишет он. И продолжает: «Прежним результатом заказчики не удовлетворены…Ну, ладно, сказали они, мы своруем у вас ваше будущее: ваших лупоглазых наследников. И более чем успешно воруют!»

Характерна душная конспирология, которая сама по себе лучший маркер для любого путинского охранителя и пропагандиста: без заказчика в их мире ничего не происходит, и в эту убогую логику удовлетворения заказчика за его деньги они втискивают всю мировую историю.

Переводя на русский язык, процитированный выше пассаж звучит так: мы со старшими товарищами 20 последних лет поливали помоями эту проклятую перестройку и изо всех сил тащили товарища Сталина в кумиры молодежи, а тут какой-то мальчик с улицы повторил многократно осмеянные, оплеванные и опровергнутые нами лозунги конца 80-х — и увел за собой наших наследников! А нам-то и сказать им нечего, и поманить за собой нечем — не слушают и не слушаются!

Дудь и Горбунов — это первые громкие голоса новых поколений россиян, которые обречены вытеснить с авансцены Прилепина и всех остальных, кто случайно оказался там на волне кремлевских попыток выдать банальное воровство за возрождение Отечества

Но самая важная фраза в тексте Прилепина — вот эта: «Пятьсот тысяч лайков — это вам, имейте в виду, хорошая майданная площадь, заполненная до краёв!» 

Здесь за черной завистью проступает привычная Прилепину и его единомышленникам матрица поведения: когда нечего сказать, надо просто настучать в соответствующие органы на молодого и успешного конкурента в борьбе за внимание и доверие аудитории — мол, товарищ начальник, считаю своим долгом сообщить, что тут Дудь готовит Майдан на 500 000 человек минимум! Прошу срочно принять меры!

Но никакие меры не помогут. Дудь и Горбунов — это первые громкие голоса новых поколений россиян, которые обречены вытеснить с авансцены Прилепина и всех остальных, кто случайно оказался там в последние годы на волне кремлевских попыток выдать банальное воровство за возрождение Отечества. Поражение Прилепина и ему подобных неизбежно, потому что всю их протухшую ностальгию по СССР, всю их мазохистскую любовь к сапогам тов. Сталина, их бессовестное жонглирование медалями умерших ветеранов и позирование в мундирах, все эти былины про Донбасс и провинциальную ненависть к Америке и Европе — всё это не продать тем, кто родился и прожил всю жизнь в интернете. Им, этим ребятам, не интересен Прилепин про Донбасс, им интересен Дудь про Колыму — и это хороший повод для оптимизма!

Фото: novayagazeta.ru, zaharpilepin.ru


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.