#Украина

Язык довел до Киева

27.04.2019 | Георгий Чижов

Новый закон о языке свидетельствует о сближении Петра Порошенко с националистическими партиями — считает украинский политолог
Георгий Чижов

NT: 25 апреля Верховная Рада Украина приняла закон об украинском языке как государственном. Он ограничивает использование ряда иностранных языков, в том числе и русского. Согласно нормам нового закона, все государственные учреждения, включая больницы и школы, должны будут перейти на украинский язык в течение ближайших лет. Кино, телепередачи и спектакли, выпущенные на других языках, должны в обязательном порядке сопровождаться субтитрами. Украинский, наряду с английским, становится языком научных мероприятий. Невыполнение этих требований карается штрафами.

Георгий Чижов.
Георгий Чижов: Порошенко уходит с высшего поста, но остаётся в политике и готовится к парламентским выборам, которые пройдут всего через полгода. И то, что он так активно продвигал этот закон, обуславливается логикой политического процесса. В прошедшей президентской кампании он сделал упор на национал-консервативные ценности, что видно по его триаде «армия, язык, вера». И хотя кампания прошла неудачно, из-за неё он вынужден ещё больше смещаться вправо. Из национал-демократической ниши, с которой он начинал, он уверенно заходит в лагерь националистов.

Надо сказать, что примерно такую же политическую траекторию проделал Виктор Ющенко на протяжении своего не очень удачного президентства и совсем неудачного ухода с президентского поста. На своих последних выборах он набрал около 5%, то есть выступил гораздо хуже, чем Порошенко, тем не менее параллели в их траекториях очевидны.

Раскол между Западом и Востоком в Украине никуда не ушёл, хотя результаты второго тура президентских выборов, где Зеленский победил во всех регионах, кроме одного, могли создать иное впечатление. Но во втором туре люди голосовали не столько за Зеленского, сколько против Порошенко. Если взять первый тур, то мы видим, что нового президента поддержал именно Восток и Юг, то есть традиционные русскоязычные области. А его поддержка на Западе была не очень высокой. Так что прежняя парадигма сохраняется, просто изменились обстоятельства.

Так что закон о языке может поменять расклад сил перед грядущими выборами. Вряд ли Владимир Зеленский решится критиковать его очень резко. Скорее всего, он будет выступать осторожно, говорить, что закон надо доработать. В противном случае он рискует потерять поддержку патриотически и национал-демократически настроенной части своего электората. Но такая мягкость может оттолкнуть от него людей на Востоке и Юге. А условно пророссийские силы, наследующие «Партии регионов», то есть «Оппозиционные блок» и «Оппозиционная платформа — за жизнь», будут строить свою парламентскую кампанию вокруг борьбы с этим законом. В этом смысле Порошенко и Верховная Рада дали им удачную возможность вернуть себе часть голосов, которые у них условно «забрал» Зеленский.

Но нельзя сказать, что произошло что-то неожиданное. Например, квоты на телевидении и радио были введены ещё несколько лет назад, и постепенно увеличивались. Конечно, есть и какие-то перегибы, к примеру, в сфере книгоиздания. Согласно новому закону, выпуская книгу на любом языке, кроме украинского, издатель обязан выпустить такой же тираж на украинском. Но очевидно, что это просто абсурдное требование. Издательский бизнес — это всё-таки бизнес, и если кто-то не стал публиковать книгу на украинском языке, то значит это было просто невыгодно. В общем, некоторые нормы, очевидно, ещё предстоит прорабатывать, но их наличие даёт основание оппонентам националистов и национал-демократов говорить о притеснении русскоязычного населения.

Но объём работы «на местах» представляется не таким уж существенным. В принципе, большая часть украинских граждан в быту владеют украинским. Другой вопрос — документация и подобные вопросы. Но в этих сферах переход на украинский идёт с 90-х годов, и многое уже сделано. А согласно закону об образовании, полный переход школ на украинский должен был произойти даже раньше, чем прописано в новом законе. Раньше государство гарантировало получение образования на языках национальных меньшинств только в начальной школе, а дальше обучение шло уже на государственном языке, а собственный язык нацменьшинства изучали отдельно. По этому пункту закона об образовании до сих пор продолжаются споры на международном уровне по инициативе Венгрии, озабоченной образованием в Закарпатском регионе. И тут новый закон оказывается даже мягче предыдущей нормы.

В любом случае понятно, что он ещё изменится, возможно, даже до конца года. В двуязычных городах, таких как Киев, нет проблем с языком, с вами заговорят на том, на котором вы сами обратитесь. Другое дело — южные и восточные регионы, но там и спрос на обслуживание на украинском не очень высок. Поэтому украиноязычные люди жалуются, что им иногда отвечают по-русски, но это вряд ли станет источником больших проблем.

Тем ни менее, закон всё равно станет для общества болезненным. Если бы он был принят два года назад, то сейчас его бы уже «переварили». А так, в преддверии парламентских выборов, он может привести к ожесточённым дискуссиям.

Фото: 2.bp.blogspot.com


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.