NT: «Коммерсантъ» пишет, что в ближайшие месяцы Валентина Матвиенко может оставить пост председателя Совета Федерации. Об этом сообщил целый ряд источников в госструктурах. В качестве человека, который может её заменить, называют главу Службы внешний разведки (СВР) Сергея Нарышкина.

Сейчас начинает формироваться конструкция власти, которая будет решать «проблему 2024». Это происходит неспешно, время есть. Видимо, рассматривается вариант, который будет ближе к «политбюро». Есть другой вариант — объединение России с Беларусью, с общим президентом. Но Лукашенко против, да и в самой Беларуси ситуация очень непростая в плане настроений элиты и общества. Так что вариант с «новым политбюро» выглядит пока более вероятным. А раз так, возникает вопрос, кто в него войдёт. Председатель Совета Федерации — третий по значению человек во власти, после президента и премьер-министра, поэтому есть желание, чтобы на этом посту находился человек непосредственно из команды действующего главы государства.
Есть разные слухи, куда Валентина Ивановна может пойти. Один из них — дипломатическая работа, возвращение на должность посла в Японии
А Валентина Ивановна, хотя и из Санкт-Петербурга, выстроила свою карьеру вне «петербургского землячества», окружающего президента. Она занимала высокие посты ещё в Ленинграде в советские годы, в 90-е Матвиенко была протеже Евгения Примакова, при котором состояла на дипломатической службе, а потом стала вице-премьером в его правительстве. То есть это человек из иной среды, чем соратники Владимира Путина. Она не работала ни в КГБ, ни в петербургской мэрии.
Есть разные слухи, куда Валентина Ивановна может пойти. Один из них — дипломатическая работа, возвращение на должность посла в Японии. Но посол в этой стране — не просто престижная должность во внешнеполитическом ведомстве. Ситуация с Курильскими островами очень сложная, все опросы свидетельствуют, что российское общество крайне негативно воспринимает идею передачи даже двух из четырёх островов: Шикотана и островной гряды Хабомаи. А в Японии, наоборот, эти два острова рассматривают как minimum minimorum, а многие не согласны и с тем, чтобы ограничиться ими. То есть позиции двух обществ противоположны. Но у Валентины Ивановны есть дипломатический опыт ещё с 90-х годов.
Другой вариант — назначение её главой Пенсионного фонда. Эта должность несоизмеримо ниже председателя Совета Федерации в официальной иерархии власти. Но, с другой стороны, это огромный финансовый ресурс. Кроме того, когда Матвиенко была зампредом правительства, она смогла стать чуть ли не первым за долгие годы популярным вице-премьером по социальной политике. В 90-е годы эта должность считалась «расстрельной». Но Матвиенко смогла это поменять. Конечно, там было несколько факторов, сработало общее улучшение экономической ситуации после девальвации 98-го года, у государства появилось больше денег, которые оно могло тратить и на поддержку пенсионеров. Так что Матвиенко действовала в более благоприятной ситуации, чем её предшественники.
Гипотеза, что на посту главы Совфеда Матвиенко заменит Нарышкин, вполне правдоподобна. Он принадлежит к команде президента, работал в спецслужбах, своей карьерой обязан именно Владимиру Путину, занимал целый ряд высоких постов в его окружении
Но всё-таки она показала себя неплохим управленцем и человеком, который смог создать своей должности новый имидж. Она из комсомола, и ещё с тех времён научилась демонстративно заботиться о людях, понимать их психологию и то, как с ними общаться и что им говорить, чтобы их успокоить. По совокупности этих факторов можно сказать, что она была весьма успешным вице-премьером по социальной сфере, и об этом могли сейчас вспомнить. После повышения пенсионного возраста с пенсионерами ситуация непростая. Люди ждут, чтобы пенсии им повысили и чтобы этот процесс носил постоянный, а не разовый характер. Валентина Ивановна как распорядитель ресурсов и человек, понимающий психологию пенсионеров, может быть востребована на такой должности.
Гипотеза, что на посту главы Совфеда её заменит Нарышкин, вполне правдоподобна. Он принадлежит к команде президента, работал в спецслужбах, своей карьерой обязан именно Владимиру Путину, занимал целый ряд высоких постов в его окружении. Так что это один из вероятных кандидатов не только для того, чтобы стать «человеком №3» сейчас, но и для того, чтобы затем войти в неформальный, или даже формализованный, высший государственный совет. Но решать это будет один человек, так что точные прогнозы пока делать рано.
Фото: woman.ru