#Суд

Могут же, когда захотят (или — прикажут)

16.04.2019 | Анатолий Голубовский

Кажется, в суде по делу режиссера Кирилла Серебренникова и его коллег наступил перелом. О перипетиях этого драматичного процесса — социолог Анатолий Голубовский

NT: В понедельник 15 апреля Мещанский суд назначил новую экспертизу по делу Кирилла Серебренникова и его коллег. Судья Аккуратова согласилась с доводами защиты, что в ходе предыдущей экспертизы эксперты не обладали достаточной информацией для того, чтобы делать выводы о деле. Чтобы исправить это, к новой экспертизе привлечены специалисты в сфере театра: замдиректора МХТ Марина Андрейкина и профессор Института театрального искусства Силюнас Видмантас. Напомним, что режиссёр Кирилл Серебренников и его коллеги проходят обвиняемыми по так называемому «театральному делу». Всем им вменяется мошенничество с бюджетными средствами: согласно обвинительному заключению, «Седьмая студия» закупала товары и услуги по завышенным ценам, а в министерство культуры представляла ложные отчеты о трате средств. Никто из обвиняемых, кроме бухгалтера Нины Масляевой, свою вину не признал.

Анатолий Голубовский.
Анатолий Голубовский: Назначение новой экспертизы свидетельствует, что сторона обвинения, в общем, не справилась с возложенной на неё задачей предоставить достаточно оснований для того, чтобы суд признал: существовала организованная преступная группа, которая похитила чуть не в полном объёме все государственные средства, выделенные из бюджета для проектов «Седьмой студии». Перспектива второй экспертизы возникла ещё в начале февраля, но тогда процесс продолжился, так как прокуроры попросили выслушать свидетелей обвинения. А сейчас эта перспектива обрела реальные формы, потому что закончились выступления свидетелей обвинения и самих подсудимых, в частности, Кирилла Серебренникова.

Сегодня судья сначала очень долго читала версию следствия, то есть обвинительное заключение, составленное в прокуратуре. И многие невнимательные слушатели испугались слов об «организованной преступной группировке во главе с Серебренниковым», о том, что «по распоряжению Итина, Малобродского и Апфельбаум…», о каких-то ИП, которые «обналичивали деньги, не располагая информацией о том, что это преступные действия». Она читала долго, и это очень нервировало всех, кто не понимал, что зачитывается просто версия следствия. А следом прозвучали слова судьи Аккуратовой о том, что теперь назначается повторная экспертиза.

Но самым важным шагом к какому-то, хотелось бы верить, позитивному финалу этой ужасной истории стало то, что организацией, которая будет проводить экспертизу, станет предложенная защитой — Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. Если бы повторную экспертизу проводило бы тоже учреждение, которое осуществляло её в первый раз, то дело было бы плохо, но этого удалось избежать. Более того, либо благодаря защите, либо под влиянием неких тайных сил, которые руководят всем процессом, но судья Аккуратова объявила, что это будет не просто финансово-экономического экспертиза. Такая уже проходила раньше, и её удалось дезавуировать. А теперь будет организована комплексная социо-искусствоведческая экспертиза, для проведения которой нужно будет привлечь людей, обладающих соответствующей компетенцией.

Надо сказать, что по окончанию сегодняшнего заседания по лицам прокуроров было видно, что они переживают глубокое разочарование и ужасное унижение. Поскольку судья фактически подтвердила, что они выдали на-гора позорный следственный полуфабрикат

И адвокаты подсудимых предложили следующие кандидатуры: замдиректора Московского Художественного театра, большого специалиста по театральному менеджменту и авторскому праву Марину Андрейкину; Марину Ревякину, гендиректора «Золотой маски», настоящую легенду российского театра; Елену Ковальскую, директора театра Мейерхольда, и Видмантаса Силюнаса, профессора школы-студии МХАТ, известного театроведа. Из этих театральных деятелей судья Аккуратову отвела двоих — Ковальскую и Ревякину. Потому что Ковальская, как театральный критик, могла показаться судье пристрастной, она много и открыто писала по этой теме. А Ревякина руководит «Золотой маской», из-за чего тоже могла показаться недостаточно объективной.

Но главным прорывом стал сам факт проведения комплексной экспертизы, а также участие в ней Андрейкиной и Силюнаса, отказавшегося от гонорара, положенного ему за экспертизу. Это известные специалисты в области театра с прекрасной репутацией, которые смогут реально оценить сам продукт, созданный под руководством Серебренникова и его коллег. Они должны ответить на главный вопрос, на который не смогло или не захотело ответить следствие: сколько вообще можно было растратить денег, при этом добившись тех результатов, которые всем предъявлены.

Самое главное, что экспертиза сможет показать не только суду, но и общественности, среди которой немало людей сомневается, а не было ли действительно во всей этой истории какого-то жульничества, что проект «Платформа» — громадный этап в российской культурной жизни. Он определил её развитие на многие годы вперёд

Но надо понимать, что вопросы, на которые ответят эксперты, включают как вопросы защиты, так и вопросы обвинения, во многом повторяющие те, на которые должна была ответить экономическая экспертиза. Видимо, судье показалось, что невозможно в зале суда фактически объявить, что дело разваливается из-за непрофессионализма следователей, или в связи с тем, что они были вынуждены действовать по указаниям свыше, и это делает продолжение процесса невозможным. Надо сказать, что по окончанию сегодняшнего заседания по лицам прокуроров было видно, что они переживают глубокое разочарование и ужасное унижение. Поскольку судья фактически подтвердила, что они выдали на-гора позорный следственный полуфабрикат.

Теперь процесс прерван. Он возобновится 17 июня. Видимо, там будут оглашены либо окончательные результаты повторной экспертизы, либо промежуточные. А до этого момента все подсудимые находятся под подпиской о невыезде и могут вернуться к своим служебным обязанностям. Софья Апфельбаум возвращается к работе в РАМТ, Серебреников активнейшим образом занимается «Гоголь-центром». Но контракт с Юрием Итином был прерван, так что чем он будет заниматься, непонятно, как, собственно, и Алексей Малобродский.

Самое главное, что экспертиза сможет показать не только суду, но и общественности, среди которой немало людей сомневается, а не было ли действительно во всей этой истории какого-то жульничества, что проект «Платформа» — громадный этап в российской культурной жизни. Он определил её развитие на многие годы вперёд.

Фото: twimg.com


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.