NT: В республике Ингушетия проходят аресты и обыски среди организаторов и участников массовых протестов, охвативших регион в марте. Сообщают о задержании бывшего министра внутренних дел Ингушетии Ахмеда Погорова, председателя общественного движения «Опора Ингушетии» Бараха Чемурзиева и его заместителя Мусы Мальсагова, члена совета тейпов Ахмеда Барахоева. Также был задержан председатель совета тейпов Малсаг Ужахов, которому суд уже выписал штраф на сумму 150 000 рублей, обвинив в организации несанкционированного протеста. Также для допроса забрали главу Совета молодежных организаций Ингушетии Багаудина Хаутиева и замдиректора Мемориального комплекса жертв репрессий активистку Зарифу Саутиеву. Есть сообщения и о задержании рядовых участников протеста. Местные СМИ пишут о перебоях в работе Интернета и сотовой связи.
Напомним, что недовольство жителей республики вызвали переговоры о закреплении границ между Ингушетией и соседней Чечнёй, увенчавшиеся договором, подписанным ещё 26 сентября. Ингушетия обязалась отдать Чечне участок Сунженского района, что вызвало возмущение значительной части граждан. Начавшиеся в октябре многотысячные протесты в Магасе продолжались две недели. А теперь жители вновь вышли на улицы после того, как власти попытались внести изменения в местное законодательство, с тем чтобы вопрос о передаче территорий нельзя было выносить на референдум.
Можно найти и другие причины, повлиявшие на эскалацию нынешних протестов. Очевидно, что они связаны, в том числе, и с растущей непопулярностью Евкурова, хотя это не главное. В общем, причиной резкого обострения ситуации стало очень много факторов, и тут довольно сложно определить решающие.
В республику приехало достаточно много прикомандированных сотрудников силовых структур из других субъектов федерации, хотя из каких именно — пока непонятно
В Ингушетии сегодня выходят на улицу самые разные слои населения. И молодёжь, и пожилые люди. Протесты в Ингушетии осени прошлого года, как и некоторые выступления уже этого, принципиально отличались от предыдущих прежде всего тем, что в них активно участвовали женщины. Но новая волна протестов ещё не успела развернуться во всю мощь, поскольку со стороны властей была осуществлена попытка разгона, за которой последовало насилие со стороны самих протестующих. Это похоронило перспективы и далее удерживать протест в мирном русле. Сохранять его в том формате, которому мы были свидетелями в прошлом году, когда и власти, и оппозиционеры не применяли силу как бы по обоюдному согласию.
Гипотеза, что отставка главы МВД Дмитрия Кавы связана с отказом части его подчиненных разгонять демонстрации, весьма правдоподобна. Но нерешительность проявили, прежде всего, бойцы Росгвардии, так что не вполне понятно, почему за это должен отвечать министр. Вряд ли он был главным действующим лицом в этой истории.
Но уже общедоступна информация о том, что в республику приехало достаточно много прикомандированных сотрудников силовых структур из других субъектов федерации, хотя из каких именно — пока непонятно.
Мы видим, что штрафы и аресты касаются пока в основном лидеров протеста, но среди задержанных есть и какое-то количество малоизвестных людей. Скорее всего, претензии к ним связаны с насилием, применённым самими протестующими, которые атаковали сотрудников Росгвардии
Это вообще болезненный вопрос — как будут вести себя бойцы, которых отправляют бороться с подобными выступлениями в чужих краях? В любом небольшом регионе, как Ингушетия, использование местных кадров для массовых силовых акций, направленных не на борьбу с терроризмом или другим очевидным злом, а против невооружённых жителей республики, очевидным образом сталкивается с массой проблем. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в регион, где разворачиваются протесты, прикомандировали дополнительных сотрудников. С точки зрения власти это — очевидный выбор.
Мы видим, что штрафы и аресты касаются пока в основном лидеров протеста, но среди задержанных есть и какое-то количество малоизвестных людей. Скорее всего, претензии к ним связаны с насилием, применённым самими протестующими, которые атаковали сотрудников Росгвардии. Возможно, по этим людям есть соответствующие видеозаписи.
Наш журналист, находящийся в республике, говорит, что 3 апреля к Магасскому суду вышло всего несколько десятков человек. То есть акция поддержки тех, кто в нём находится, не очень многочисленная. Скорее всего, многие будут запуганы интенсивной, но, надо отметить, аккуратной силовой акцией. Пока известно только о корректных способах проведения обысков, задержаний и допросов, нет никаких сведений о пытках или необоснованном применении силы. Всё это должно остудить многие горячие головы, я ожидаю, что количество участников протеста на следующих акциях может сократиться.
Разрядке может послужить и то, что никаких выступлений со стороны чеченского руководства на нынешнем витке протестов не было. В Чечне внимательно наблюдают за новым митингом и даже осторожно комментируют, но не позволяют себе никаких ярких публичных высказываний. И сейчас такое поведение работает на деэскалацию конфликта
Фото: rbc.ru