#Конфликт

Зияющие Голанские высоты

28.03.2019 | Александр Осовцов

О значении признания президентом США Голанских высот суверенной территорией Израиля — специально для NT с Ближнего Востока публицист Александр Осовцов

Президент Трамп признал суверенитет Израиля над Голанскими высотами. Слово «высоты» в данном случае гораздо более уместно, чем «горы», потому что говорящим на русском языке сложно признать горами то, что в самой высокой точке едва достигает 2 800 м, а если говорить о собственно израильской части, то и вовсе 2 200 м. Площадь той территории, которую Израиль считает своей, а Сирия своей, тоже очень невелика — 1 150 км². Чуть больше, чем площадь Москвы в пределах МКАД. Так из-за чего такой сыр-бор? Откуда столь пристальное внимание к клочку земли, что о его принадлежности вслед за США поспешили высказаться не только все страны Ближнего Востока, но и ООН, ЕС, РФ и многие другие. Вероятно, потому, что Голаны — это единственная часть территории Израиля, принадлежность которой оспаривает другое международно признанное государство, член ООН. Дополнительный вес этой стране, Сирии, придают те события, которые происходят последние годы на ее территории и которые существенно осложняют отношения между великими державами.

Начиная с осени 1967 года правительство Израиля неоднократно предлагало вернуть высоты Сирии в обмен на дипломатическое признание и мирный договор. Сирия не признала Израиль и не заключила с ним мир по сегодняшний день

Если не вдаваться в исторические глубины, когда с Голанами и всем Ближним Востоком чего только не происходило, то до 1967 года они были сирийскими и служили в основном огневыми позициями, с которых сирийская армия вела огонь из всех видов оружия по расположенным ниже израильским территориям. Люди там годами жили и работали под ежедневными обстрелами, дети росли и учились в бомбоубежищах. В 1967 году во время спровоцированной арабами Шестидневной войны Армия обороны Израиля заняла всю территорию Голанских высот. В 1973 году в ходе Войны Судного дня израильские войска сначала сдержали наступление в разы превосходящих сил сирийцев, а затем во встречном танковом сражении разгромили их, и решили исход всей войны в свою пользу. При этом начиная с осени 1967-го правительство Израиля неоднократно предлагало вернуть высоты Сирии в обмен на дипломатическое признание и мирный договор. Сирия не признала Израиль и не заключила с ним мир по сегодняшний день. В этих условиях в 1981 году израильские войска отошли с части территории Голан, включая главный город — Эль-Кунейтру, без боя уступив их сирийцам. А над оставшейся частью, как раз той, которая нависает над севером Израиля, и единственным его природным ресурсом пресной воды озером Кинерет (Тивериадское, Галилейское, Генисаретское) был установлен израильский суверенитет. Его-то и признал президент США. Обосновав свое решение тем, что Голаны — это залог безопасности Израиля.

В нынешних обстоятельствах Дональд Трамп не только не преувеличил, но даже, пожалуй, несколько смягчил ситуацию. В результате всем известных событий сирийскую часть Голанских высот сейчас контролирует российская военная полиция, и едва ли не главным интересом израильского правительства в его контактах с российской властью является то расстояние от границы, на котором россияне обязуются держать иранские вооруженные формирования. Боевики иранского «Корпуса стражей исламской революции», этой гвардии аятолл, постоянно пытаются проникнуть вплотную к своему «сионистскому» врагу, правдами и неправдами просочившись на те несчастные 80 км, которые Путин гарантировал премьер-министру Нетаниягу и ради которых тот гулял с ним по Москве, украсившись георгиевской ленточкой.

Если в дополнение к ХАМАСу на южной границе и «Хезболле» на северной добавятся иранцы на Голанах, то возникнет уже, пожалуй, не столько вечный вопрос о безопасности Израиля, сколько проблема его физического выживания. Ведь и Иран, и его сателлиты — «Хезболла» и ХАМАС — имеют к Израилю территориальные претензии размером в 100% его территории

Главу правительства Израиля можно понять — если в дополнение к ХАМАСу на южной границе и «Хезболле» на северной добавятся иранцы на Голанах, то возникнет уже, пожалуй, не столько вечный вопрос о безопасности Израиля, сколько проблема его физического выживания. Ведь и Иран, и его сателлиты «Хезболла» и ХАМАС имеют к Израилю территориальные претензии размером в 100% его территории.

Понятно, что при всей своей симпатии к Израилю этим шагом Трамп преследует и свои политические цели, как внутри США, так и на международной арене. Вполне разумно начать подготовку к президентской кампании будущего года с того, чтобы еще больше сплотить свой ядерный электорат — американских евангелистов, являющихся твердыми и последовательными сторонниками Израиля. Вероятно, этот шаг поможет Трампу привлечь на свою сторону колеблющуюся часть американских избирателей-евреев, благо деспотический режим Асада, а тем более тегеранские аятоллы не вызывают у чувствительных к теме прав палестинских арабов американцев никаких симпатий. Ну и заодно всему американскому политическому истеблишменту приятно лишний раз указать на занимаемое ими место в мировой политике одновременно и Тегерану, и Москве.

Сам по себе факт такого признания со стороны первой державы мира приятен значительному большинству израильтян, какую бы партию они ни поддерживали

Конечно, в преддверии израильских выборов 9 апреля Трамп оказал поддержку своему партнеру и симпатизанту Нетаниягу, который лично привез в Израиль этот подарок от богатого американского дяди, что может несколько компенсировать понесенный партией премьера убыток голосов из-за нерешительности в конфликте с ХАМАСом на юге Израиля. Впрочем, сам по себе факт такого признания со стороны первой державы мира приятен значительному большинству израильтян, какую бы партию они ни поддерживали. Трудно сказать, изменится ли, да и может ли что-нибудь измениться после этого признания в практическом смысле. Даже если считать не только символическим признание Иерусалима столицей Израиля, в чем Трамп также был первым, то в этой теме существует способ предметной реализации позиции — перевод посольства. И действительно, вслед за первой звездно-полосатой ласточкой в Иерусалим потянулась пока небольшая, но уже стайка. В случае с Голанами символическим жестом являются только слова.

Захотят ли произнести эти слова новый президент Бразилии Болсонару или кто-то еще из не очень большого числа безусловных симпатизантов Израиля в глобальной политике, пока неизвестно. Если захотят, то Израилю и его главному союзнику Трампу будет приятно. Если не захотят, что ж, израильским фермерам, виноделам и горнолыжникам на единственном в этой части мира соответствующем курорте на горе Хермон придется продолжать работать и отдыхать без международного признания, ограничившись американским.

Насколько чье бы то ни было признание их права там находиться волнует солдат и офицеров частей Армии обороны Израиля, расположенных на Голанских высотах, я не знаю. Армия обороны Израиля в политику не вмешивается.

Фото: nrk.no


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.