Иностранный бизнес начал покидать Великобританию на фоне отсутствия ясности с условиями выхода страны из состава Евросоюза 29 марта, с возможным переносом времени выхода и перспективой выхода без заключения договора с ЕС как такового.
Ernst&Young выпустила доклад, в котором говорится, что после голосования за выход из состава Евросоюза в июне 2016 года мировые финансовые компании вывели из Соединенного Королевства активы по меньшей мере на сумму в $1 триллион в другие страны ЕС
Финансовые институты
Как и предсказывали эксперты, первыми потянулись в другие страны крупные инвестиционные банки и компании, а также производители автомобилей. Все спешат уйти, чтобы не попасть под повышение тарифов в случае выхода из Единого рынка и перехода на торговлю по правилам WTO, Всемирной торговой организации.
Два месяца назад британская аудиторская компания Эрнст энд Янг (Ernst&Young, EY) выпустила доклад, в котором говорилось, что после голосования за выход из состава Евросоюза в июне 2016 года мировые финансовые компании вывели из Соединенного Королевства активы по меньшей мере на сумму в $1 триллион в другие страны ЕС, создавая там штаб-квартиры взамен лондонских. Это примерно 10% от всех средств банковского сектора Великобритании: комментируя эти цифры, глава финансовой службы EY Омар Али сказал, что речь идет пока только о тех цифрах, которые были объявлены публично.
Дублин, Люксембург, Франкфурт и Париж стали основными направлениями, куда переселяются финансисты, о переводе штаб-квартир из Лондона, который много десятилетий был мировой финансовой столицей, объявили крупнейшие компании – Bank of America, Goldman Sachs, Morgan Stanley, Deutsche Bank, Citi. Aviva – вторая по величине британская страховая компания – заявила о намерении из-за Брекзита вывести активы на £9 млрд в Ирландию. В финансовых службах Британии работает около 2,2 миллиона человек, они производят около 12,5% ВВП страны и приносит в госбюджет около £72 миллиардов ($100 миллиардов) налоговых сборов.
Кровавая баня на автозаводах
Вслед за финансистами снялись с места и производители автотранспорта – отрасли, переживающей трудные времена в связи с массовым отказом потребителей от дизельного транспорта и переходом на электромобили. Сначала Ниссан заявил о решении отказаться от производства в Англии компактного кроссовера X-Trail на самом крупном британском заводе в Сандерлэнде, за ней последовала Хонда, которая объявила о переводе своего головного завода из английского Свиндона – единственного производителя автомобилей этой марки в Европе, — в Японию. Это произошло после того, как Япония подписала с Евросоюзом соглашение о нулевых тарифах на импорт новых автомобилей. Еще ранее Форд также заявил о намерении существенно снизить объемы производства на своих европейских предприятиях, в том числе на двух, расположенных в Британии. Наконец, на прошлой неделе еще два автомобильных гиганта — BMW и Тойота — заявили одновременно, что выход из Евросоюза без Договора об условиях поставит их британские производства в очень трудное положение. Представитель BMW Питер Шварцебауэр (Peter Schwarzenbauer) сказал, что производство автомобиля Mini, расположенное неподалеку от Оксфорда, окажется «в большой опасности», и позже было объявлено о планах компании перевести его в Австрию. Глава европейского отделения Тойоты Йохан ван Зил (Johan van Zyl ) заявил, что компания считает теперь рискованными инвестиции в производство «Короллы» на заводе в английском городе Дерби. Ягуар-Лэндровер перевел свой британский завод на трехдневную рабочую неделю.
Конечно, происходящую в автомобильной отрасли «кровавую баню» (именно такое выражение использовал в беседе с журналистами глава концерна Астон Мартин Энди Палмер (Andy Palmer) провоцирует кризис в самой отрасли, который лишь усугубляется и отложенным покупательским спросом в связи с неясностью того, что будет в Британии, и с сильным замедлением экономики в основных странах ЕС – Германии и Франции. Получается замкнутый круг. Сам Астон Мартин, который является британской маркой, кстати, принял решение оставить производство в Соединенном Королевстве.
Крупнейшие сети супермаркетов предупредили правительство, что не смогут гарантировать беспрерывное снабжение страны продуктами. Согласно последнему опросу, каждый десятый посетитель супермаркета уже начал запасать у себя дома консервированные продукты
Бизнес требует определенности
Однако и производители из других отраслей начали покидать страну. Осенью прошлого года производитель японской электроники Панасоник (Panasonic) заявил о передислокации в Нидерланды. Компания Дайсон (Dyson), производитель известной марки пылесосов и неофит на рынке электромобилей, заявила о переводе своей штаб-квартиры в Сингапур, хотя ее основатель Джеймс Дайсон (James Dyson) в 2016 году активно агитировал граждан за выход из состава Евросоюза.
Представители пищевой промышленности заявили о прекращении сотрудничества с британскими властями в случае «катастрофически рискованного» выхода из Евросоюза без Договора об условиях выхода. Главы более чем 30 ассоциаций, включающих крупнейшие в стране Food and Drink Federation, National Farmers’ Union, the Federation of Bakers, the Potato Processors Association и National Association of Cider Manufacturers подписали коллективное письмо, где говорится, что они отказываются обсуждать с правительством какие-либо планы и перспективы, кроме тех, которые относятся к вопросам Брекзита, и требуют покончить с неопределенностью условий выхода из ЕС. Это останавливает все переговоры внутри страны по поводу уменьшения использования пластика в пищевой промышленности, возврата депозитов и прочие, которые были уже близки к завершению. Крупнейшие сети супермаркетов, главы которых также подписали этот документ, предупредили правительство о том, что не смогут гарантировать беспрерывное снабжение страны продуктами. Впрочем, многие покупатели уже поняли эту угрозу: по вышедшему на прошедшей неделе опросу, каждый десятый посетитель супермаркетов уже начал запасать у себя дома консервированные продукты.
12 марта Терезу Мэй ожидает очередное разгромное поражение в парламенте, когда он будет голосовать за предложенный ею обновленный Договор об условиях выхода. Если так и произойдет, то дальше остаются два реалистических пути – выход без заключения Договора, который бизнес считает катастрофическим для экономики, или продление «переходного периода», что также не даст бизнесу никакой определенности.
UPD 14.03.2019 г.: Парламент Великобритании в очередной раз отверг план договора о выходе из ЕС, но и отказался дать разрешение правительству реализовывать Брекзит без договора. Премьер-министр Тереза Мэй поставилу парламенту очередной ультиматум: либо парламент через неделю одобрит ее вариант соглашений с ЕС, либо Великобритании придется опять просить ЕС о переносе даты выхода, а значит и участвовать в выборах в Европарламент.Таким образом, 29 марта Великобритания из ЕС, скорее всего, не выйдет. Все остальное — сплошная неопределенность. —NT.
Неделю назад три ключевых министра Терезы Мэй опубликовали совместное заявление с призывом отложить выход из ЕС до заключения приемлемого для сторон Договора о его условиях, иначе Соединенное Королевство ждет экономический коллапс и возможный распад страны. В воскресенье 10 марта газета «Санди Таймс» сообщила со ссылкой на свои источники, что время Терезы Мэй на посту премьер-министра истекает, и ее до июня сменит какой-нибудь «тяжеловес» из партии консерваторов, энергично выступавший за Брекзит во время кампании по проведению референдума.