8 февраля суд в Саранске арестовал еще трех последователей «Свидетелей Иеговы»* (организация признана в России экстремистской и ее деятельность в РФ запрещена): оператора газовой котельной Георгия Никулина (55 лет), программиста Владимира Атряхина (31 год, у него двое маленьких детей), сборщика мебели Александра Шевчука (29 лет). Их подозревают в организации деятельности экстремистской организации (ч. 1 ст. 282.2 УК).
А накануне в Саранске прошли массовые обыски, известно как минимум о восьми задержанных. Все так или иначе связаны с общиной «Свидетелей Иеговы»*. В тот же день аресты членов общины прошли в Ханты-Мансийске.
На сегодняшний день около 70 человек в России содержатся под арестом за совместные молитвы и чтение Библии. Это квалифицируется как продолжение экстремистской деятельности. В дни масштабных обысков в России у «Свидетелей Иеговы»* 6 лет лишения свободы получил датский гражданин Деннис Кристенсен – суд в Орле осудил его за приверженность учению, что было расценено как экстремистская деятельность.
Члены организации не участвуют в выборах, не приветствуют главу государства, отказываются исполнять государственный гимн, отдавать честь государственным символам, включая флаг и герб; считают неприемлемым участие в политических партиях и в общественных организациях; отказываются служить в армии
Почему их преследуют
В апреле 2017 года Верховный суд признал «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России»* экстремистской организацией и запретил её деятельность на всей территории страны. В августе того же года все общины «Свидетелей Иеговы»* были внесены в список запрещенных.
Но что случилось?
Давайте сначала разберемся, кто такие ныне признанные экстремистами и запрещенные в РФ «Свидетели Иеговы»* и сколько их у нас. «Свидетели Иеговы»* — международная религиозная организация, центр находится в городе Уорвик (США). На этом, видимо, можно и закончить описание. Но кое-что важно пояснить. Многие считают эту организацию неортодоксальным направлением в христианстве, но учёные спорят. Классификация затруднена. Они отрицают учение о Троице, считая, что бог один и его зовут Иегова, а Иисус Христос и Святой Дух – это титулы. Иисус не бог, но он исполнял волю Иеговы, поэтому был им воскрешён. В бессмертие души они не верят, а считают душой жизнь человека. Хотя в вечную жизнь тоже веруют. Веруют также во второе пришествие Христа, которое уже состоялось в 1914 году – впрочем, насчет даты спорят и внутри конфессии. Сходятся на том, что все мы живём в последние дни (и тут автор заметки не может с ними не согласиться). Икон и креста не признают, крест отвергают как небиблейский символ, утверждая, что Иисус был распят на столбе. Отвергают Рождество и Пасху, однако практикуют Вечерю воспоминания смерти Иисуса – по аналогии с чистым четвергом. Практикуют массовые крещения.
Члены организации не участвуют в выборах, не приветствуют главу государства, отказываются исполнять государственный гимн, отдавать честь государственным символам, включая флаг и герб; считают неприемлемым участие в политических партиях и в общественных организациях; отказываются служить в армии. Не справляют государственные и прочие праздники типа Нового года, не приветствуют поздравления с днем рождения. Флирт приветствуют только с целью вступления в брак. Отказываются от переливания крови, отказ рассматривают как следование заповеди воздерживаться от крови.
Некоторые исследователи считают, что пребывание в организации существенно увеличивает риск развития психических заболеваний и расстройств. По этому поводу с начала 1940-х годов проводилось много исследований, которые, в общем, подтверждают это. Однако, как известно, фанатичное следование любым религиозным учениям способствует разным психическим отклонениям. Критики утверждают, что «Свидетели»* – тоталитарная секта, неприемлющая инакомыслия, однако к инакомыслию весьма критично относятся и в других религиях.
Собственно, в постсоветское время первый большой «накат» на организацию случился в Москве в 2004 году, когда по решению суда была ликвидирована ее московская община. Прошло 11 лет, прежде чем эта регистрация была восстановлена, причем по решению Европейского суда по правам человека. При этом ЕСПЧ обязал Россию выплатить потерпевшим €70 тыс.
Где-то в конце нулевых годов 21 века «Свидетелей»* начали преследовать в России выборочно. Потом Роскомнадзор в 2010 году признал экстремистской литературой их журналы. А к 2011 году скопилось уже 9 уголовных дел по обвинению в экстремизме участников общины. Несмотря на то, что было вынесено несколько оправдательных приговоров (с правом на реабилитацию), репрессии усиливались.
В 2017 году случилось обычное совершенно мероприятие – внеплановая проверка сотрудниками Министерства юстиции соответствия деятельности религиозной организации ее уставу. И в этот же день первый замминистра юстиции Сергей Герасимов выпустил распоряжение о приостановлении, до окончательного решения суда, деятельности как головной, как и региональных организаций «Свидетелей Иеговы»*. На этом, в общем, всё было закончено. Верховный суд подтвердил законность приостановления и постановил конфисковать имущество общин в пользу государства. Да, на все эти решения адвокаты Административного центра «Свидетелей Иеговы»* в России подали жалобы в ЕСПЧ, но там всё не так быстро.
Ему предлагали признать вину в обмен на относительно легкий приговор в 3,5 года. Он отказался, и тогда сотрудник ФСБ Михаил Поляков пообещал ему десять лет за решёткой. "Несправедливо, что они уже заранее решили, чем должен закончиться судебный процесс", – удивился Кристенсен
Прилючения датчанина в России
Деннис Кристенсен родился в Дании в 1972 году, в семье, где все исповедовали это учение. Окончил курсы плотницкого дела, потом Высшую школу ремесленников, есть там такое. В 1995-м приехал в Петербург волонтером – на строительство религиозного центра «Свидетелей Иеговы»* (ныне конфискован). Встретил Ирину Краюхину, женился, семья переехала в Орел. Построил детскую площадку, разгребал сугробы.
Деннис Кристенсен был арестован 26 мая 2017 года сразу же после обысков в молельном доме «Свидетелей Иеговы»*, во время субботнего богослужения. Спецоперацию по задержанию Кристенсена проводили бойцы ОМОНа во главе с офицерами регионального управления ФСБ. В молельном зале было на тот момент около ста человека, но вся операция была посвящена исключительно Кристенсену. Из официального перечня обвинений в его адрес следует, что он согласовывал и координировал свои действия по руководству МРО «Свидетелей Иеговы»* "Орел" с запрещенным "Управленческим центром Свидетелей Иеговы в России"*; получал от "Управленческого центра"* религиозную литературу экстремистского содержания, а также бланки для оформления отказа от медицинского вмешательства (переливания крови); привлек к управлению МРО «Свидетелей Иеговы»* "Орел" трех граждан России (уголовное дело против них выделено в отдельное производство, все трое вместе с семьями в 2017 году выехали из России); распоряжался имуществом МРО «Свидетелей Иеговы»* "Орел", контролируя поступление и расходование денежных средств; используя свой авторитет как "духовного лидера", самостоятельно принимал решения о принятии в состав МРО «Свидетелей Иеговы»* "Орел" новых членов (напоминаем, что организация признана в России экстремистской и запрещена на территории РФ. — NT).
В деле есть прослушка телефонных разговоров Кристенсена, а также показания «православного богослова» (так в деле) Олега Курдюмова, который приходил на богослужения организации, встречался с Кристенсеном, «имитируя научный интерес», записывал разговоры на диктофон и затем передавал их ФСБ. На суде Курдюмов показал, что богослужения проходили мирно и не представляли никакой угрозы для общества: верующие пели песни, молились, слушали лекции и обсуждали Библию. В разговорах с Кристенсеном Курдюмов пытался вывести его на признание о том, что он, Кристенсен, хочет уехать из России (и потому его нужно задержать), но Кристенсен дал понять, что хочет остаться в стране со своей семьей.
Кристенсен стал первым верующим из сообщества «Свидетелей Иеговы»*, который оказался в России 21 века в тюрьме с реальным сроком лишения свободы. В интервью ВВС Кристенсен сказал, что ему предлагали признать вину в обмен на относительно легкий приговор в 3,5 года. Он отказался, и тогда сотрудник ФСБ Михаил Поляков пообещал ему десять лет за решеткой. "Несправедливо, что они уже заранее решили, чем должен закончиться судебный процесс", – удивился Кристенсен.
Кристенсен не говорит по-русски. В ходе всего процесса он общался со сторонами процесса и с судьей с помощью переводчика. А в своем последнем слове он сказал, что не понимает, за что его судят. «Я искренне надеюсь, что суд защитит право на свободу вероисповедания, которое прописано в Конституции России», – сказал Кристенсен. И – упс! – процитировал Путина, который незадолго до суда над датчанином назвал «полной чушью» причисление «Свидетелей Иеговы»* к экстремистским организациям. На заседании Совета по правам человека он пообещал, что изучит вопрос вместе с председателем Верховного суда Вячеславом Лебедевым.
Кстати: спустя несколько дней после ареста Кристенсена власти Орла наградили местных членов организации за помощь в уборке мусора.
Судя по всему, в обвинительный приговор Кристенсену до последнего дня не верили и в Дании. Несмотря на то, что к моменту вынесения приговора Кристенсен уже полтора года был в СИЗО, министерство иностранных дел Дании отреагировало только на приговор, удивившись ему. "Признав "Свидетелей Иеговы"* экстремистской организацией, Москва фактически поставила религиозную общину в один ряд с террористами", — отметили там в официальном заявлении. Глава датского МИДа Андерс Самуэльсен сообщил, что он серьезно обеспокоен вынесенным судебным приговором в отношении гражданина страны Денниса Кристенсена, министр призвал Москву уважать свободу вероисповедания.
Да и региональные управления ФСБ надо же чем-то занять. А тут такая благодатная почва: их много, они беззащитны, они не скрываются. Президент далеко — а премиальные близко
Как посмели ослушаться
Это далеко не первый случай, когда слова Владимира Путина вроде бы как демонстративно игнорируются. Есть легенда (скорее, быль), что Наталья Солженицына, вдова Александра Солженицына, на высочайшей аудиенции у Путина в честь подготовки к столетнему юбилею писателя замолвила слово за Кирилла Серебренникова и Юрия Дмитриева. Против освобождения Юрия Дмитриева гарант Конституции вроде бы ничего не имел, и – о чудо! – свершилось. Юрий Дмитриев был оправдан по обвинению в педофилии весной прошлого года, но через два с половиной месяца вновь взят под стражу по тому же обвинению. Как, кто, где посмел ослушаться? А региональное управление ФСБ. Да как же так? А так. Значит, приготовили ответ.
То же самое — со «Свидетелями Иеговы». Путин сказал публично: их преследование — чушь. Но ведь суд у нас независимый орган! Вот вам и демонстрация независимости, это раз.
Два — РПЦ. Понятно, что организация там большой любви не находит: так в советское время преследовали баптистов и пятидесятников — они шли в лагеря за сектантство и отказ служить в армии, и РПЦ тоже не торопилась их защищать.
Три — Америка. Американская, зарубежная секта. Издают запрещенную литературу.
И есть еще четыре, пять, шесть – отношение к выборам, к власти, к воинской службе… Да и региональные управления ФСБ надо же чем-то занять. А тут такая благодатная почва: их много, они беззащитны, они не скрываются, и Верховный суд признал экстремистами. Премиальные, звездочки, устоявшие судебные решения. Президент далеко – а премиальные близко.
*Организация признана в России экстремистской и ее деятельность в РФ запрещена