#Мир

Почему Британия никак не выйдет из ЕC

2019.01.28 |

Ирина Демченко, Лондон

29 января британский парламент должен принять 14 поправок, в том числе — либо сохранить дату Брекзита, 26 марта 2019 года, либо перенести ее. Наш корреспондент в Лондоне Ирина Демченко выясняла перспективы

Во вторник парламент будет дебатировать четырнадцать ключевых поправок, среди которых предложения о переносе даты выхода из ЕС; о проведении повторного референдума; о запрете выхода из состава ЕС без заключения договора о его условиях; о переходе всей полноты принятия решений по Брекзиту от правительства к парламенту и многие другие. 

Британский выход из состава Евросоюза уже стал предметом расхожих шуток в социальных сетях, однако за почти два года, прошедшие после референдума, на котором 52% граждан Соединенного Королевства проголосовали за разрыв с ЕС, как это произойдет и произойдет ли вовсе, по-прежнему не ясно. Более того, по мере приближения даты выхода – 29 марта 2019 – в Британии все чаще звучат голоса о необходимости проведения еще одного референдума, который подтвердит или опровергнет стремление большинства населения расстаться с Еворосоюзом.

За это время сменилось три непосредственно отвечающих за это министра; попутно выяснилось, что избиратели, голосовавшие за отделение Лондона от Брюсселя, имели очень разное представление об условиях этого отделения. Часть из них хотела полного разрыва и перехода со странами Европы на такого же рода отношения, как сейчас с далеким Китаем; часть хотела остаться в общем рынке, но выйти из ЕС политически; часть думала о канадском варианте отношений — союзник, партнер, но не более того; кого-то беспокоили эмигранты из Восточной Европы, успешно конкурирующие за рабочие места; и никто, как выяснилось, не хотел разрыва отношений в области обмена информацией и сотрудничества служб безопасности и спецслужб.

Голосовали они в буквальном смысле слова «ногами»: каждый депутат должен был пройти через лобби палаты общин и выйти из него в один из выходов – «за» или «против». Такие голосования проводятся по наиболее важным вопросам и означают обязательное физическое присутствие каждого члена палаты общин

Камень преткновения

Главной точкой преткновения оказался вопрос о границе между Республикой Ирландия и входящей в состав Соединенного Королевства Северной Ирландией. Договор, подписанный в Страстную пятницу 10 апреля 1998 года и положивший конец террористическим действиям Ирландской республиканской армии (IRA) против официального Лондона, предусматривал, что между Ирландией и Северной Ирландией не должно быть «жесткой границы». Этот режим действует сейчас: товары и жители Северной Ирландии и ирландцы спокойно переходят и переезжают границу в обоих направлениях. Однако выход Великобритании из состава ЕС превращает ее в границу между Соединенным Королевством и Евросоюзом, и это означает таможню и паспортный контроль. Неделю назад в городе Лондондерри Северной Ирландии впервые после подписания Договора Страстной пятницы была совершена попытка террористического акта, ответственность за которую взяла на себя так называемая Новая Ирландская республиканская армия (New IRA). Эксперты считают, что это – прямое следствие разгромного голосования по правительственному плану выхода из состава ЕС, который предусматривал так называемый backstop по вопросу этой границы.

Backstop – это термин из игры в бейсбол, «последний резерв». ЕС и Лондон согласились, что ради сохранения мягкой границы на острове Ирландия между двумя странами они временно установят определенные правила. Дальше их мнения разошлись: ЕС считает, что Северная Ирландия должна остаться в составе Таможенного союза и Единого рынка Евросоюза; Лондон считает, что это нарушит целостность Соединенного Королевства. После длительного противостояния с Брюсселем правительство Терезы Мэй согласилось на то, что не одна часть, а вся Британия временно остается в составе Таможенного союза и Единого рынка. Евросоюз одобрил это предложение на своем саммите в ноябре прошлого года, но британский парламент провалил его две недели назад (202 голоса «за», 432 голоса «против»). Голосовали они в буквальном смысле слова «ногами»: каждый депутат должен был пройти через лобби Палаты общин и выйти из него в один из выходов – «за» или «против». Такие голосования проводятся по наиболее важным вопросам и означают обязательное физическое присутствие каждого члена Палаты общин. В таких ситуациях обычно привозят на каталках даже тяжело больных и неходячих членов Палаты общин. За более чем шесть веков истории британского парламентаризма правительство потерпело на прошлой неделе самое беспрецедентное поражение, и это было связано с тем, что и «брекзитеры» и «ремейнеры» объединились по вопросу ирландской границы.

Нет никакой гарантии, что повторный референдум приведет к какому-то новому результату – текущие опросы показывают, что мнение людей изменилось с 2016 года очень незначительно. Если голосование за то, чтобы остаться в составе ЕС, пройдет с небольшим перевесом, то оно точно так же будет раскалывать страну, как и первый

Что дальше?

«Тереза Мэй попытается заручиться поддержкой в парламенте своего нового плана, голосование по которому состоится 29 января. Я предполагаю, что этот план также будет отвергнут парламентом», — сказал NT профессор Бирмингемского университета Алекс Де Рютер (Alex De Ruyter), возглавляющий Центр изучения вопросов Брекзита.

Он добавил, что противодействие плану Мэй со стороны Джереми Корбина, лидера лейбористов, второй крупнейшей партии в парламенте, «делает абсолютно невозможным достижение какого-либо консенсуса». В такой ситуации, считает эксперт, самым логичным было бы снова обратиться к мнению населения, то есть провести повторный референдум. Однако у этого предложения есть свои недостатки, как логистические – подготовка его займет несколько месяцев, что означает, что надо будет отложить окончательный срок выхода с 29 марта; так и политические: вместо того чтобы поставить все точки над i, второй референдум может продолжить раскол страны.

«Нет никакой гарантии, что повторный референдум приведет к какому-то новому результату – текущие опросы показывают, что мнение людей изменилось с 2016 года очень незначительно. Скажем, опрос, проведенный YouGov (крупнейшая международная онлайн социологическая компания) 8 января показывает, что 46% респондентов считают, что Великобритания должна выйти из состава ЕС, при этом около половины из них выступают за то, что надо выйти без договора с Евросоюзом. Если голосование за то, чтобы остаться в составе ЕС, пройдет с небольшим перевесом (скажем, 52% — за то, чтобы остаться, 48% — за выход), то повторный референдум будет так же раскалывать страну, как и первый», — сказал Де Рютер .

По мнению его коллеги, директора Школы политических исследований, профессора по вопросам госуправления UCL (University College London) Роберта Хейзелла (Robetr Hazell), Терезе Мэй остается только выложить перед Палатой общин всю палитру возможных предложений: от того, чтобы остаться в составе Таможенного союза по модели Норвегии до проведения повторного референдума.

«29 января парламент будет голосовать за эти предложения. Результаты будут во многом зависеть от того, в каком порядке спикер Палаты общин поставит их на голосование, — сказал он NT. — Я думаю, что выход из состава ЕС без договора с Евросоюзом будет отвергнут с большим перевесом; думаю, что и предложение о проведении второго референдума на этой стадии будет отвергнуто. Но если и все остальные предложения тоже не получат поддержки и станет ясно, что мы движемся к варианту выхода из состава ЕС без договора, тогда депутаты могут решить поддержать проведение повторного референдума как единственную возможность избежать этого».

Он добавил, что для того чтобы повторный референдум можно было провести, правительство должно не просто согласиться с парламентом, но и подготовить закон об этом. Такой закон необходим для проведения голосования, поскольку его организация требует использования государственных ресурсов.

Группа депутатов из разных партий тем временем разработала свой законопроект, который должен запретить правительству выходить из состава Евросоюза без заключения предварительного договора, что по мнению всех без исключения экспертов не только приведет к полному коллапсу экономики Соединенного Королевства, но и поставит под угрозу ее безопасность. Учитывая, что до момента выхода остается буквально два месяца, а ни одно соглашение еще не подписано, другая группа депутатов готовит законопроект о продлении периода до выхода.

Британцы никогда не обсуждали вопрос о вступлении в состав Евросоюза и оказались в нем почти автоматически. Референдум состоялся в 1975 году, и 67% населения проголосовали за то, чтобы остаться в зоне свободной торговли между странами Европы. В 1993 году она была преобразована в Евросоюз

Статья 50

Автор статьи 50 Лиссабонского договора (Договора о вхождении в Евросоюз), британский дипломат лорд Керр Кинлохардский сказал, что написал эту статью на всякий случай, если в каком-то из государств-членов ЕС случится государственный переворот. Он никак не предполагал, что статья 50 может быть использована для выхода из состава ЕС просто потому, что этот союз какой-то из стран перестал нравиться. Эта статья очень простая, она состоит всего из пяти абзацев, в которых описано, как страна может выйти из состава Евросоюза. Для этого надо подать формальное заявление (что Тереза Мэй сделала) и начать переговоры. На них отводится два года, которые в британском случае уже почти закончились. После этого членство прекращается автоматически (выход без договора), или этот срок может быть продлен по обоюдному соглашению.

Выходящая страна не может участвовать в обсуждениях своего решения странами, остающимися в составе ЕС. Окончательное соглашение об условиях выхода со стороны ЕС должно быть одобрено квалифицированным большинством, то есть 75% остающихся стран-членов, представляющими 65% населения ЕС. Затем за него должен проголосовать Европарламент.

Пятый абзац статьи 50 предполагает возможность снова вернуться в состав ЕС, но уже на общих основаниях, то есть с обязательным вхождением в зону евро и в Шенгенское визовое соглашение (Великобритания ни того, ни другого делать не должна была.) Британцы никогда не обсуждали вопрос о вступлении в состав Евросоюза и оказались в нем почти автоматически. В 1973 года, позже, чем первые государства-основатели, Соединенное Королевство вошло в состав Европейского экономического сообщества с условием, что страна должна провести референдум по этому вопросу. Этот референдум состоялся в 1975 году, и 67% населения проголосовали за то, чтобы остаться в зоне свободной торговли между странами Европы. В 1993 году она была преобразована в Евросоюз.

Фото: icdn.ensonhaber.com

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share