#Суд

ДТП с особым статусом

22.01.2019 | Анна Золотарева

Судья Арсен Крикоров, сбивший девушку на «зебре», пытается тихо уволиться. Уголовного преследования за подобные аварии на дорогах судьи как правило избегают

«Что ты здесь цирк устроила?!»

Судья Краснодарского гарнизонного военного суда Арсен Крикоров, сбивший в конце прошлого года на пешеходном переходе 18-летнюю девушку, подал в отставку. Информация об этом на официальном сайте военного суда появилась на прошлой неделе. Судя по всему, речь идет о попытке замять скандал: поначалу, если верить видео с места происшествия (оно появилось в соцсетях, а в январе и на федеральных телеканалах), Крикоров был настроен очень даже воинственно. Набросился на лежавшую на земле девушку с обвинениями в том, что она мошенница. «Я оказалась на земле, он вышел из машины со словами: давай поднимайся, что ты здесь цирк устроила», — рассказывала пострадавшая Виктория Зверева. Судья также обещал арестовать свидетелей, которые пытались его задержать, и, судя по всему, был уверен в полной своей безнаказанности.

И не зря был уверен: судья — лицо с особым статусом, по закону инспектор ДПС не имеет права ни отстранить пьяного судью от управления автомобилем, ни направить того на освидетельствование. А может лишь составить рапорт и передать по инстанции.

«Я оказалась на земле, он вышел из машины, со словами: давай поднимайся, что ты здесь цирк устроила», — рассказывала пострадавшая Виктория Зверева. Судья также обещал арестовать свидетелей, которые пытались его задержать
Если бы не оказавшиеся на месте происшествия водители, заблокировавшие автомобиль нарушителя, то судья так бы и уехал. Но отснятый кем-то из свидетелей и разошедшийся в СМИ и соцсетях 45-секудный ролик, героем которого стал служитель Фемиды, получил широкий резонанс. В итоге председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин, которого соцсети внимательно мониторят, поручил Главному военному следственному управлению провести проверку данных о ДТП в Краснодаре.

В такой ситуации прошение об отставке равносильно признанию вины: судя по всему, кубанской Фемиде сейчас новый скандал категорически не нужен. Не успела еще забыться шикарная свадьба «золотой» судьи Елены Хахалевой, которая, в итоге, стоила должности председателю Краснодарского краевого суда Александру Чернову. Вместо того чтобы, как планировалось, возглавить недавно созданный Четвертый кассационный суд (сейчас в ходе очередной судебной реформы вместо областных и краевых судов создают межрегиональные кассационные), Чернов отправляется на пенсию, так и не получив согласования в администрации президента. Некоторые его коллеги убеждены, что основная претензия к председателю — его неспособность совладать со скандалом и тихо отправить Хахалеву в отставку.

В отставку через встречную полосу

На самом деле случай с Крикоровым показательный, но далеко не единственный. Например, осенью прошлого года в Волгограде сняли с должности судью Центрального районного суд Мирославу Мизякину, объезжавшую пробку по встречной полосе и попутно протаранившую четыре автомобиля.

Другая подобная резонансная история случилась в 2017 году: судья азовского городского суда Александр Гудкин спровоцировал ДТП, выехав на своем BMW на встречную полосу. Сразу после этого судья заменил номера, достав из багажника сменный комплект, а от медицинского освидетельствования отказался, продемонстрировав полицейским служебное удостоверение.

Инцидент получил огласку после того, как видео с судьей попало на Youtube. Как и Крикоров, Гудкин пытался уволиться «по собственному желанию», но в итоге был отправлен в отставку без выходного пособия. Однако, как сообщали местные СМИ, Следственный комитет наотрез отказался возбуждать уголовные дела за причинение крупного ущерба имуществу и изготовление поддельных номеров, как того добивались пострадавшие.

Белая Тойота протаранила такси, серьезно пострадали три человека. В вышедшем из Тойоты водителе очевидцы узнали судью Капустина, он и его спутники скрутили номера у машины и уехали 

Скручивать номера после ДТП — вообще, похоже, судейская практика. Минувшей осенью в отставку ушел судья Лискинского районного суда, что в Воронежской области, Евгений Капустин. Ушел через месяц после того, как в городе случилось резонансное ДТП. Белая тойота протаранила такси, серьезно пострадали три человека. В вышедшем из тойоты водителе очевидцы узнали судью Капустина, он и его спутники скрутили номера у машины и уехали. Автомобиль позднее был обнаружен сгоревшим и на момент ДТП, как стало потом известно, уже числился в угоне.

Уголовный кодекс отдыхает

Как правило, уголовные дела в отношении судей-нарушителей не возбуждаются: так как служители Фемиды защищены особым статусом, следователи могут начать уголовное преследование судьи только с согласия квалификационной коллегии судей. А получить его непросто, да и быстро это не делается. Прецеденты известны, но они скорее исключение, чем правило, и обычно к такому результату приводит как минимум ДТП со смертельным исходом.

Так, в прошлом году квалификационная коллегия судей Карачаево-Черкесии дала согласие на возбуждение уголовного дела в отношении мирового судьи Максима Якуша, который спровоцировал ДТП, жертвой которого стали два человека, и судьи ярославского облсуда Дмитрия Поталицына, насмерть сбившего пенсионерку.

К сожалению, официальная статистика, которую публикует Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС), не уточняет, что именно инкриминируют судьям, подпавшим под следствие. Но мы знаем, что это редчайшее явление: в 2017 г. (это самые актуальные данные) ВККС дала согласие на возбуждение уголовных дел в отношении двух судей общей юрисдикции, еще пятерых судей привлекали к ответственности с санкции региональных комиссий, а в отношении трех судей в даче согласия было отказано. В дальнейшем этот процесс может еще больше усложниться: в прошлом году Верховный суд внес в Госдуму законопроект, предусматривающий, что согласие на возбуждение любого уголовного дела против судьи следователям придется получать в Москве, давать его будет исключительно ВККС.

Между тем скандалы, героями которых становятся севшие за руль судьи, происходят гораздо чаще. И это не удивительно: статус «неприкасаемого» практически гарантирует служителю Фемиды безнаказанность на дороге. Уровень алкоголя в крови Мирославы Мизякиной, например, составлял 1,1 промилле, а ведь формально судья в момент нарушения писала протокол, т. е. обязана была соблюдать тайну совещательной комнаты!

Особые привилегии

С февраля прошлого года полиции снова запрещено составлять протоколы на судей-нарушителей: соответствующие поправки МВД внесло в свой регламент по настоянию служителей Фемиды. Регламент, приравнивающий судей на дороге к простым смертным, действовал с октября 2017 г. и «продержался» всего несколько месяцев, пав под напором судейского сообщества: если прокуроры не подлежат проверкам на дорогах, то чем судьи хуже, доказывали они.

Формально считается, что такие привилегии нужны для того, чтобы обеспечить независимость судебной власти, оградив судей от возможного давления со стороны. Но в реальности иммунитет судей давно превратился в одну из привилегий, дарованных властью — так же, как и право на бесплатное лечение и бесплатный отдых (недавно указом президента Судебному департаменту при Верховном суде переданы несколько санаториев, в том числе в Крыму).

Регламент, приравнивающий судей на дороге к простым смертным, действовал с октября 2017 г. и «продержался» всего несколько месяцев, пав под напором судейского сообщества: если прокуроры не подлежат проверкам на дорогах, то чем судьи хуже, доказывали они
В Российской империи до 1861 года дворян, духовенство и крестьян судили разным судом. Сейчас Уголовный кодекс един для всех, но применяется он по-разному. И чем выше статус нарушителя, тем меньше шансов у пострадавшего — вспомнить хотя бы историю с ДТП, в которое попал кортеж председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева и которую успешно замяли.

В любом случае усилия системы направлены не столько на поиск и наказание виновных, сколько на предотвращение скандала: никто не заинтересован в том, чтобы привлекать внимание к столь очевидному социальному неравенству. Особенно в нынешних условиях, когда рейтинги власти падают, а недоверие к ней растет. Поэтому региональный судья, подставившийся под камеры, имеет все шансы вылететь из системы с «волчьим билетом». Это цена, которую приходится платить за сохранение привилегий.

По какому принципу и из кого отбирают судей в России и Европе, читайте здесь


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.