Россия, конечно же, не Узбекистан, но и надеяться на то, что нормы конституции для действующего президента и его окружения нерушимы и священны, точно не стоит.
Закон им не указ
В 2024 году у Путина всего лишь истечет нынешний президентский срок. Важно помнить, что это не просто четвертый президентский, но еще и второй удлиненный президентский срок Владимира Путина. Если вернуться на точку зрения, что создателями Конституции России предполагалось, что один человек может быть президентом России максимум 8 лет и один раз, то Владимир Путин уже обеспечил себе возможность править на 12 лет дольше – при этом Конституция вроде как та же самая.
Уже эти факты должны навести на мысль, что как таковая Конституция не является проблемой. Во-первых, ее можно в очередной раз перетолковать удобным образом, во-вторых, ее можно без особых проблем исправить в нужных местах и спокойно править дальше. Возраст тоже не помеха: современная медицина творит чудеса, да и история России последних десятилетий дает нам примеры правления даже безнадежно больных руководителей.
К 2024 году и после него могут быть реализованы самые фантастические схемы и сценарии, но только в одном случае: если к тому времени социально-экономическая ситуация останется приемлемой для большинства активного населения и рейтинг самого Путина будет оставаться на достаточно высоком уровне.
Диктатура рейтингов
Режим власти Владимира Путина в каком-то смысле уникален своим сочетанием архаичных авторитарных практик и современных социальных технологий. Окружение президента и он сам прекрасно знают, на какую аудиторию он опирается и насколько сильную поддержку она ему оказывает. Замеры общественных настроений ведутся постоянно, и эти настроения учитываются – просто некоторые группы общества, заведомо негативно настроенные к власти, давно уже игнорируются ею.
Как таковая Конституция не является проблемой: во-первых, ее можно в очередной раз перетолковать удобным образом, а во-вторых, ее можно без особых проблем исправить в нужных местах и спокойно править дальше. Возраст тоже не помеха
Высочайший уровень доверия большинства населения к президенту до самого последнего времени заставлял и рядовых граждан России, и разные слои элиты примиряться с самыми неудачными кадровыми решениями и принимать даже самые абсурдные ограничения своих же прав и свобод.
Личный рейтинг большинства допущенных в публичной сфере крупных чиновников и политиков или крайне низок, или просто отсутствует, уровень популярности думской оппозиции тоже крайне невысок и ограничен её же собственным сервильным поведением.
При нынешнем положении дел Путин, конечно же, может требовать исполнения любых своих распоряжений, хотя бы они и противоречили чьим-то интересам: даже нынешние, снизившиеся, показатели доверия населения к президенту остаются слишком высокими, чтобы кто-то мог выступить против него публично, сославшись на мнение народа или какие-то иные обстоятельства.
Впрочем, многие решения и указания Путина в последнее время уже саботируют на разных уровнях: похоже, внутри властной вертикали возникают сомнения, стоит ли делать все так, как говорит начальство. Сюда же следует отнести довольно жалкие, но вполне явные попытки некоторых видных персон (Дмитрия Медведева, Валентины Матвиенко, Вячеслава Володина) обзавестись собственным рейтингом, отличимым от нуля.
Что дальше
Пока большинство населения за Путина, любые уличные протесты можно и нужно игнорировать, а критиковать его решения и политику не стоит, потому что опереться в этой критике не на кого. Именно поэтому протесты 2011-2012 года не могли стать поводом для серьезной аппаратной атаки на Путина, а наоборот – стали поводом для элит продемонстрировать верность лидеру. Он оставался слишком популярным на фоне все еще довольно благополучного социально-экономического положения в стране, и в такой ситуации выступать против него было самоубийственно, что и продемонстрировал Сергей Миронов, чья опрометчивая активность не прошла незамеченной в Кремле.
Но что будет, если в какой-то момент падение рейтинга продолжится и всенародная поддержка Путина уже не станет столь очевидной?
Если наблюдаемые тенденции падения доверия к власти и лично Путину будут развиваться и набирать силу, то вопрос об уходе Путина из власти может встать гораздо раньше, чем наступит 2024 годКак себя поведет высший эшелон власти в такой ситуации? Ответа на этот вопрос никто не знает – прецедентов в новейшей истории России не было.
Моя гипотеза такова. Как только реальные рейтинги Путина снизятся настолько, чтобы другие члены правящей группы обнаружили, что их общий рейтинг как минимум равен путинскому, или же что действующий президент стал непопулярным в такой степени, что его отстранение от власти не только не вызовет массового недовольства, но и даже поспособствует росту рейтинга отстранивших его лиц, дни путинского президентства будут сочтены. Что будет дальше и насколько сможет удержаться у власти окружение Путина без Путина – это сфера сосем уж вольных фантазий. Но сам этот сценарий становится все менее фантастическим.
Если наблюдаемые тенденции падения доверия к власти и лично Путину будут развиваться и набирать силу, то вопрос об уходе Путина из власти может встать гораздо раньше, чем наступит 2024 год. Причем возникнуть он может вовсе не на улицах городов: сколь бы массовыми ни были протесты, они в любом случае не могут изменить власть, если она сама этого не хочет. Однако они могут стать катализаторами и поводом для внутриэлитной трансформации.
На что рассчитывает сам Путин? Мнения наших экспертов читайте здесь и здесь.