#Расследование

Новый след

10.01.2019

За российскими журналистами в Центральноафриканской республике следил жандарм, общавшийся с человеком из структур Евгения Пригожина, утверждает центр «Досье» 

Расследователи из центра «Досье» считают подозреваемым в причастности к убийству российских журналистов в ЦАР местного жандарма — он следил за ними, постоянно находясь на связи с их водителем, а также с сотрудником одной из компаний Евгения Пригожина. Результаты расследования публикует «Дождь».

Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко были убиты в конце июля в ЦАР, куда прибыли для съемок расследования о работе российских ЧВК, в том числе связанных с Евгением Пригожиным.

Вечером 30 июля, незадолго до гибели, журналисты проехали через город Сибю. Центру «Досье» удалось поговорить с двумя военными правительственной армии ЦАР, дежурившими на блокпосту на выезде из города. Они рассказали, что за 20 минут до проезда джипа журналистов блокпост пересекла машина с тремя вооруженными белыми людьми и двумя центральноафриканцами, в том числе жандармом Эммануэлем Туагуэнде Котофио. Они предупредили военных, что «за ними скоро проследует еще машина с белыми», и попросили беспрепятственно ее пропустить, пояснив, что «это друзья». Журналисты покинули город в 19.00 по местному времени; по данным «Досье», через час они были убиты.  

По данным «Досье», машина с жандармом оказалась в Сибю неслучайно. Как следует из данных биллинга звонков Котофио, все три дня, что журналисты были в ЦАР, он всегда находился где-то недалеко: или на соседней улице, или по крайней мере в том же районе.

Все это время жандарм постоянно держал связь с водителем журналистов Бьенвеню Дувокамой. По данным биллинга, с 28 по 30 июля Дувокама позвонил Котофио 47 раз. При этом собеседник «Досье» из числа центральноафриканских журналистов утверждает, что Дувокама в прошлом тоже был сотрудником жандармерии.

Водитель и жандарм созванивались сразу по двум номерам: до 11:00 28 июля Дувокама звонил Котофио с личного номера, а потом только с новой сим-карты, зарегистрированной на некоего Тома Мариана (Toma Mariana). Тогда же, в день прилета журналистов, у Дувокамы появляется и новый телефон: сначала он включил его со старой сим-картой, а затем на нем же активировал новую. В «Досье» считают, что все это говорит об организации спецоперации.

Расследователи также обратили внимание, что вечером 30 июля в районе убийства не работали вышки связи обоих местных мобильных операторов — Telecel и Orange: данные биллинга перед убийством журналистов обрываются. Как объяснил «Досье» собеседник, близкий к французскому телекому, «на радиаторы вышек перестали подавать электричество из соображений экономии».

Основываясь на данных биллинга, Центр «Досье» связал Эммануэля Котофио с работающими в ЦАР россиянами. В июле-августе 2018 года жандарм 98 раз созванивался с Александром Сотовым, предположительно связанным со структурами Пригожина. В ЦАР он был официально трудоустроен «инструктором по наружному наблюдению, вербовке и агентурной работе» в компании «М-Финанс».

В зарплатных ведомостях «М-Финанс» Сотов значится под личным номером «М-5661» — жетоны с номерами такого же формата, как неоднократно писали СМИ, присваиваются бойцам ЧВК «Вагнера».

По мнению Центра «Досье», «российский след» тянется из ЦАР в Москву — к Кириллу Романовскому, спецкору связываемого с Пригожиным РИА «ФАН». Как писала «Медуза», именно Романовский нашел «фиксера» для съемочной команды ЦУР — некоего «Мартина из ООН». Именно «Мартин» рекомендовал журналистам водителя, который, по данным «Досье», мог быть сотрудником жандармерии ЦАР.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.