#Преступление и наказание

Сергей и Юля Скрипали: жизнь после отравления

09.01.2019 | Ирина Демченко, Лондон

Британские власти  уверены, что следы заговора ведут к президенту Путину
skynews-sergei-skripal-russian-spy_4250961++.jpg
Сергей Скрипаль. Фото: skynews
Британские спецслужбы уверены, что в ходе расследования им удалось выяснить все, «что только нужно» по поводу покушения на Сергея Скрипаля, пишет газета Daily Telegraph. Эти данные позволяют им утверждать, что ниточка тянется к президенту России Владимиру Путину. Источники в британском правительстве сказали журналистам, что российская служба военной разведки ГРУ, стоящая за этим покушением, разгромлена на территории Соединенного Королевства и не сможет восстановиться по крайней мере еще несколько лет. По словам другого источника газеты, следствию удалось восстановить всю цепочку участников покушения, подробности заговора и иерархию подчинения вплоть до Путина, давшего разрешение на использование химического оружия на территории Британии. «Мы уверены, что знаем все, что нам нужно знать о случившемся в Солсбери», — сказал он.

Сергей и Юлия Скрипаль, пострадавшие 4 марта 2018 года от отравления нервно-паралитическим веществом «новичок» в городе Солсбери, проживают теперь в южной Англии и продолжают проходить курс реабилитации. Они похудели и стали почти неузнаваемыми, пишет Telegraph со ссылкой на свои источники.

Перед спецагентами стоит задача сбалансировать безопасность Скрипалей с максимально возможной нормальной жизнью. Юлия, которая до середины прошлого лета давала понять, что хотела бы вернуться в Россию, теперь решила отложить свои планы на этот счет

Жизнь после покушения

YuliaSkripal++.jpg
Юлия Скрипаль. Фото: RT
По данным газеты, пара поддерживает связи с друзьями, а Юлия, дочь двойного агента Сергея Скрипаля, получила работу, которую может делать удаленно и в которой ей «полезен ее русский язык». Эта работа позволит Юлии содержать себя после того, как она выйдет из-под опеки спецслужб, а также социализироваться, оставаясь в то же время в тени от внимания публики и СМИ. Близкие друзья — русские и англичане — общаются с Юлией и, вероятно, даже навещали ее летом. По словам источников газеты, перед спецагентами, занимающимися обеспечением жизни Скрипалей, стоит задача сбалансировать безопасность их подопечных с максимально возможной комфортабельной и нормальной жизнью. Они считают, что Юлия, которая до середины прошлого лета давала понять, что хотела бы вернуться в Россию, теперь решила отложить свои планы на этот счет.

«Никто не будет заставлять их что-то делать против их воли, — сказал один из экспертов. — Им могут посоветовать (что и как делать), но окончательное решение будет зависеть от них». Он добавил, что офицеры, которые работают со Скрипалями, должны стать их лучшими друзьями, но при этом держаться на шаг позади, чтобы отец и дочь могли принимать решения самостоятельно.

После того как весной минувшего года пара покинула госпиталь в Солсбери — городе, в котором проживал отец и где они были отравлены, — СМИ не видели Скрипалей и не общались с ними. Источники, которых газета характеризует как «хорошо информированные», сообщают, что отец и дочь по-прежнему находятся под опекой спецслужбы MI5 (Служба внутренней безопасности) и группы медицинских экспертов, которые отвечают за их лечение.

Их дом начинен спецтехникой для их защиты в случае повторной попытки нападения, однако им никто не будет препятствовать выходить на улицу и начинать жить нормальной жизнью, когда они пожелают это сделать. Несмотря на то, что их фотографии циркулировали во всех газетах и на телевидении в течение длительного времени, утверждают источники, они вряд ли будут узнаны: оба похудели (особенно отец, который несколько недель находился в коме), Юлия изменила прическу и цвет волос. Источник Daily Telegraph сказал, что Сергей Скрипаль «мог бы выйти на улицу в шляпе или тоже перекрасив волосы и, скорее всего, не был бы узнан». Именно желание сохранить инкогнито, по его словам, заставляет Скрипалей, которые находятся под государственной программой защиты личности, отказываться от интервью.

«Они выбрали «новичок», потому что он дает ясный сигнал: «Это – наших рук дело». Частично именно это и сыграло роль в выборе (примененного для отравления) вещества»

Цель — финансисты оппозиции

Эксперты, опрошенные газетой, не считают, что Скрипалям угрожает новое покушение. «Первопричиной этого нападения было не убийство Скрипалей. Первопричиной было — послать перед российскими президентскими выборами (они прошли 18 марта 2018 года, Скрипалей отравили 4 марта. — NT) предупреждение олигархам, заигрывающим с оппозицией, и подхлестнуть националистические чувства», — цитирует газета бывшего офицера спецслужб Филипа Инграма (Philip Ingram) , занимавшегося программой реабилитации агентов спецслужб.

«Они выбрали «новичок», потому что... это дает ясный сигнал: «Это — наших рук дело». Частично именно это и сыграло роль в выборе (примененного для отравления) вещества», — сказал он.

После расследования по делу об отравлении Скрипалей британские власти заявили о намерении вернуться к расследованию других знаковых смертей людей, связанных с российским государством — россиян и британцев, по меньшей мере четырнадцати человек, чья смерть до того считалась полицией или самоубийством, или не вызывающей подозрения гибелью. Это решение связано с тем, что по крайней мере в некоторых случаях британским спецслужбам удалось установить подозрительную связь с передвижениями агентов ГРУ по территории Британии с перемещением погибших — по крайней мере, миллионера-застройщика Скота Янга (Scot Young) и информатора, работавшего с Биллом Браудером по делу Сергея Магнитского, финансиста Александра Перепеличного. Последний внезапно умер от сердечного приступа в 2012 году, выйдя на утреннюю пробежку около своего дома в спокойнейшем городке графства Суррей. Шотландский застройщик Скот Янг, бывший близким другом беглого олигарха Бориса Березовского, выпал из окна пятого этажа квартиры в центральном Лондоне прямо на острые пики забора вокруг дома.

После того как в ходе расследования дела Скрипалей выяснилось, что агенты ГРУ Анатолий Чепига и Александр Мишкин (известные в миру как Петров и Боширов) съездили в день отравления навестить «Солсберийский собор» в городе, где проживали жертвы, в сети появилась утечка паспортных данных 300 агентов российского ГРУ. Их объединяло с Петровым и Бошировым то, что все их загранпаспорта были зарегистрированы по адресу Хорошевское шоссе, дом 76Б — по адресу штаб-квартиры ГРУ. Кроме того, ряд грушников зарегистрировал свои личные автомобили по адресу ГРУ.

Глава службы внешней разведки Великобритании MI6 Алекс Янгер (Alex Younger) выступил с призывом к российским властям «не недооценивать» возможностей западных спецслужб.

Агенты СВР сменят агентов ГРУ

Британские СМИ сообщают, что после атаки на Скрипалей и последовавшего разрушения российской агентской сети, когда десятки работавших под дипломатическим прикрытием агентов были высланы из западных стран, Кремль будет пытаться восстановить агентуру – но, видимо, наращивая представительство на Западе более ловкой и профессиональной СВР (Службы внешней разведки) и снижая влияние «проколовшегося» на Скрипалях ГРУ — военной разведки.

«Если Москва предоставит СВР больше ресурсов и возможностей действовать в Соединенном Королевстве — а именно это, как нам кажется, сейчас и происходит, — тогда это вызывет большое беспокойство, поскольку СВР — гораздо более профессиональная служба», — цитирует в минувшее воскресенье газета Sunday Telegraph слова источника в британском правительстве. И дополняет их словами другого источника о том, что ГРУ потребуется теперь несколько лет для восстановления своих сил и ресурсов.

Дом Скрипалей в Солсбери начали разбирать

Сразу после окончания новогодних праздников дом Скрипалей в Солсбери начали демонтировать. Один из двоих полицейских, оказывавший первую помощь и вызывавший «скорую помощь» для потерявших сознание в центре города отца и дочери, констебль Алекс Коллинз (Alex Collins) рассказал газете Guardian, что он по случайному совпадению оказался соседом Сергея Скрипаля, жившего неподалеку. Они не были знакомы, но после 4 марта 2018 года Коллинз каждый день должен был показывать свои документы, чтобы попасть домой через полицейские заграждения, и это создавало большие неудобства. В воспоминаниях Коллинза и его напарницы и старшей по патрулю сержанта Трейси Холловей (Tracey Holloway) много любопытных деталей.

Полицейский наряд прибыл в крупный торговый центр, где нашли потерпевших, через две минуты после вызова. Юлия Скрипаль лежала без сознания, и один из посетителей шоппинг-центра, врач, оказывал ей первую помощь. Полицейские уверены, что она бы умерла, не окажись он случайно рядом. Коллинз, который был полицейским врачом, отмечает необычную позу отца, Сергея Скрипаля: «Он сидел на скамейке, жестко-неподвижный, в ступоре, уставившись в пространство. Он дышал, но абсолютно ни на что не реагировал».

Полицейские быстро поставили ограждение и заставили публику отойти. Они не понимали, с чем имеют дело. Сначала полицейские подумали, что пара находится под воздействием наркотиков. Коллинз прикасался к ним в перчатках, пытаясь оказать помощь, сержант Холловей трогала их вещи голыми руками — рассматривала портмоне, пытаясь найти удостоверения личности, пролистывала мобильники. Они не могли найти никакой ниточки, контакты в мобильном телефоне были на русском языке. Приехала «скорая помощь», и пострадавших увезли в госпиталь, при этом мужчину так и не удалось разогнуть — Сергея Скрипаля погрузили на носилки в сидячем положении.

Коллинз вспоминает, что когда он вернулся со смены, он почему-то решил переодеться и оставить свою форму в гараже. Он хотел принять душ, но был так вымотан, что упал на кровать и заснул немедленно. «У меня маленькие дети, и они залезли на меня на следующий день, так что моя жена была очень недовольна, когда все обстоятельства дела выплыли наружу», — сказал он.

На следующий день всплыло имя пострадавшего и его история, и полицейские начали огораживать кордонами все места, которые Скрипали посетили накануне, ресторан, паб, госпиталь. «Мама звонила мне непрерывно», — cказал Коллинз. А через день после происшествия он получил приказ принести в полицейский участок все вещи, которые были на нем и у него с собой в день происшествия — одежду, белье, мобильник, кошелек — в общем, все. Холловей сказала, что она волновалась, потому что они трогали одежду и вещи пострадавших голыми руками, но при этом она понимала, что если бы заразилась, это бы уже было заметно к тому времени.

Во время проведения первых полицейских действий от нервно-паралитического вещества «новичок» серьезно пострадал полицейский детектив Ник Бейли (Nick Bailey), который первым вошел в дом Сергея Скрипаля. Он находился на лечении в том же госпитале и также исчез для широкой публики после лечения, как отец и дочь Скрипаль. Через три месяца от отравления тем же веществом пострадали еще две случайные жертвы — Чарли Роли и Дон Стерджесс (Charlie Rowley and Dawn Sturgess), которые нашли выброшенный преступниками в парке в Солсбери контейнер из-под «новичка», замаскированный под пузырек с духами. Стерджесс подушилась этими «духами» и — умерла.

Фото: superviaggi.com, skynews, RT


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.