Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Деньги

#Суд и тюрьма

Утиль особого назначения

17.03.2010 | Алякринская Наталья | № 09 от 15 марта 2010 года

Как стартовала госпрограмма утилизации автомобилей

Шумно разрекламированная государственная программа утилизации автомобилей, не успев начаться, захромала. Ее торжественный запуск, назначенный почему-то на выходной день, 8 марта, обернулся фальстартом. И хотя государственные телеканалы бодро отрапортовали о первых счастливых участниках, реальность оказалась совсем иной. Чем обернется эксперимент для автовладельцев и российского автопрома — исследовал The New Times

150-27-01.jpg
Некрасовка. Утилизационная площадка «Втормета»: выбор жертвы

Поселок Некрасовка Московской области — сразу за Люберцами. Базу промышленной компании «Втормет» трудно не заметить: с территории периодически вырывается в воздух столб черного дыма — побочный продукт утилизации автомобилей. Снег вокруг — вызывающе грязный. На глазах у корреспондентов The New Times из помятого «жигуленка» выкачивают все жидкости, после чего кузов доставляют к разрывателю. Процесс измельчения не виден — он происходит в герметичной камере. Вскоре то, что еще недавно было «жигулями», появляется на транспортере в виде мелких фрагментов. Они отправляются в последний путь — на шредерную установку. Мощный агрегат немецкого производства ценой $15 млн оставляет сильное впечатление. Он дробит кузов, сортирует полученное и выдает в виде трех отдельных субстанций — черных металлов, цветных металлов и отходов. В час шредер переваривает до 50 машин. «Технология суперсовременная, но в России всего пять таких установок, — вздыхает Юрий Воронцов, заместитель генерального директора компании «Втормет». — А значит, обеспечить чистоту эксперимента по утилизации не получится».

Код доступа

Раскроем секрет: вышеописанное действо в компании «Втормет» устроили специально для журналистов The New Times. Автомобилей, сданных в утиль по программе, 9 марта на базе просто не оказалось. «Это чисто техническая заминка, — оправдывает разработчиков программы Воронцов. — День-два — и все наладится».
Для тех, кто не в курсе: автолюбители, сдающие в утиль свою старую машину (старше 10 лет), получают скидку 50 тыс. рублей на покупку нового автомобиля, произведенного на территории России. В списке — 66 отечественных и зарубежных моделей. Владелец старой машины должен действовать через автодилера, причем именно той марки, которую он хочет приобрести.* * В госпрограмме утилизации автомобилей участвуют 1569 дилеров из 74 регионов РФ.
Технология такая: нужно привезти свою старую машину в дилерский центр, оставить ее по доверенности и оплатить утилизацию. Об остальном позаботится дилер: он должен снять авто с учета в ГИБДД и привезти его уполномоченным утилизаторам. После чего на основании свидетельства об утилизации автовладелец оформляет покупку новой машины со скидкой 50 тыс. рублей. Однако для получения такого свидетельства автодилерам необходим код доступа к порталу Минпромторга. Его-то на момент старта программы у многих участников и не оказалось.
«Не можем зайти на дилерский портал Минпромторга, — рассказал The New Times 10 марта Максим Романко, старший менеджер ООО «Балтавтоцентр» из Калининграда. — Уже скопилось около 10 заявок, ждем». «Этого не может быть, — уверили в тот же день в пресс-службе Минпромторга. — Коды доступа разосланы всем. Была небольшая заминка 8 марта, но официально оформлено уже 1076 заявок». Как бы то ни было, на базе «Втормета» сданных по программе машин The New Times так и не обнаружил.

Нечистый эксперимент

Когда Воронцов говорит о чистоте эксперимента, он имеет в виду выполнение главного требования программы — на вторичный рынок не должно попасть ни одного элемента утилизируемого автомобиля. «Там, где полная переработка невозможна, наверняка найдутся те, кто воспользуется ситуацией, — опасается замдиректора. — И тогда детали утилизируемых автомобилей окажутся на черном рынке. А это чревато ДТП и подрывом самой идеи».
В Минпроме не скрывают: утилизация автомобилей — основная головная боль их ведомства. Алексей Рахманов, директор департамента Минпромторга, признает: из 153 площадок для утилизации, аккредитованных при программе, лишь 12 отвечают требованиям, причем все они находятся в Центральной России — Московской и Ленинградской областях и в Поволжье. По словам чиновника, для развития этого бизнеса поток поступаемых на переработку старых машин должен быть стабильным (он есть, к примеру, в Москве): процесс окупается, только если один пункт утилизирует не менее 20–30 тыс. машин в год. Тем временем ежегодно в России выходит из эксплуатации около 2 млн автомашин. «Для такого количества как минимум при каждом городе-миллионнике должно быть предприятие нашего масштаба, — поясняет Юрий Воронцов. — В небольшой по сравнению с Россией Германии 76 утилизационных заводов имеют шредерные установки». Затормозить эксперимент может и цена вопроса. В Минпроме называют примерную сумму, в которую обойдется утилизация участнику программы: 3 тыс. рублей. Но рекомендуемая цена — не значит обязательная. «Вообще-то себестоимость полного цикла утилизации транспортного средства — около 7 тыс. рублей, — дает справку замдиректора «Втормета». — Нам как крупному предприятию легче: мы можем снизить цену. Но для начинающих утилизаторов сумма 3 тыс., конечно, ничтожна — ведь им, в отличие от нас, нужно окупать затраты на новое оборудование». Впрочем, эта сумма официально нигде не прописана, а значит, предприятие-утилизатор может решать вопрос цены самостоятельно, причем в пользу своего кошелька.  

150-27-02.jpg
Старая машина отправляется в последний путь

Призрачная льгота

«Помимо утилизации, которая обойдется в 3–7 тыс. рублей, автовладельцу придется оплачивать перевозку автомобиля, если тот находится в нерабочем состоянии, — подсчитывает расходы Олег Дацкив, директор по развитию бизнеса информационного портала Auto-Dealer.ru. — Эвакуатор по Москве стоит минимум 2,2 тыс. рублей, а все утилизационные пункты находятся за городом — значит, плюс 5 руб. километр за пределами МКАД. То есть еще 3–4 тыс. рублей». К этой сумме Дацкив предлагает добавить оформление доверенности (минимум 1 тыс. рублей). Кроме того, пока остается открыт вопрос о налогообложении льготы. «Теоретически 50 тыс. рублей — это доход физического лица, — рассуждает аналитик. — И хотя Минпромторг предлагает не взимать с них 13% налога, Минфин и налоговая настаивают на обратном. Так что, если они победят, сумма 50 тыс. уменьшится еще на 6,5 тыс. рублей».  

150-28-t.jpg

Итак, если подсчитать по максимуму все возможные расходы, то эвакуация (4 тыс. рублей), утилизация (7 тыс. рублей), доверенность (1 тыс. рублей) и налог (6,5 тыс. рублей) обойдутся участнику программы в 18,5 тыс. А значит, льгота сжимается до несчастных 30 тыс. рублей. «Сумма компенсации и без того была не очень значительной, — замечает Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). — А если учесть, что производители наверняка поднимут цены, она будет легко «съедена». С февраля ВАЗ уже повысил цены на 3%. Поэтому программа вряд ли будет популярна».
Ко всем вышеперечисленным материальным «прелестям» добавляется неразбериха во взаимоотношениях автодилеров и ГИБДД. «Неожиданно мы столкнулись с проблемой снятия автомобилей с учета в ГИБДД, — жалуется Ольга Касаткина, менеджер дилерской компании ГК «Ю.С. Импекс», аккредитованной при Минпромторге. — Предполагалось, что снятие старого автомобиля с учета могут производить сотрудники дилерских центров, имея доверенность от владельца автомобиля. Однако пока в ГИБДД отказываются принимать документы от дилера на таких условиях и настаивают на личном присутствии собственника». По словам Касаткиной, в этой ситуации дилеры рекомендуют клиентам самостоятельно снимать автомобиль с учета, что, естественно, радости автовладельцам не добавляет.

Товар на любителя

На утилизационные премии государство выделило 10,5 млрд рублей: их хватит на компенсацию для покупки 200 тыс. новых машин. Срок окончания программы — 1 ноября 2010 года, и если она будет успешной, чиновники планируют и вовсе продлить акцию до 2013 года. Однако, судя по данным Исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru,* * Опрос проведен среди 3500 рес­пондентов из всех округов РФ. в программе по утилизации автомобилей собираются принять участие лишь 17% отечественных автовладельцев, имеющих подходящие для участия в программе машины. А 65% россиян, имеющих старые авто, считают предложение властей невыгодным. По их словам, «вознаграждение достаточно скудно», условия «навязаны», а в перечень не входит «ни одного достойного варианта автомобиля». И наконец, 18% россиян пока не решили, готовы ли они воспользоваться данной программой. Кто-то сомневается в целесообразности («Моему автомобилю 10 лет, но получать 50 тыс. рублей, когда я могу продать его за 100, — это более чем странно»), для кого-то слишком хлопотна процедура. 
150-27-03.jpg
Еще недавно это был автомобиль
По мнению экспертов, программа интересна в первую очередь для низко- и среднеоплачиваемых слоев населения. А значит, следует ждать спроса в первую очередь на недорогие отечественные автомобили. «Программа направлена по большей части на продукцию АвтоВАЗа, — уверен Олег Дацкив. — Заднеприводная вазовская классика стоит 150–170 тыс. рублей. В данном случае сумма компенсации — это почти треть цены, и она может стимулировать». Однако уже переднеприводное семейство АвтоВАЗа (220–320 тыс. рублей) значительно уменьшает вес льготы, а в отношении иномарок (320–350 тыс. рублей) сумма становится совсем несерьезной.
При этом эксперт напоминает: в 2009 году по программе льготного автокредитования АвтоВАЗ продал 50 тыс. машин (из 350 тыс.), что немало. В 2010 году завод планирует продать около 450 тыс. авто, из них около 100 тыс. (25%) — по программе утилизации. «Если этого не произойдет, нашему автопрому не поможет уже ничего», — уверен Олег Дацкив. Впрочем, замечает эксперт, в любом случае в Минпромторге запоздали: программу стоило запускать в конце 2008-го — начале 2009-го, когда у людей еще оставались какие-то докризисные накопления. Сейчас их нет, и продажи автомобилей в России упали за год на 50%...


Утилизационная премия — одна из наиболее эффективных антикризисных мер стимулирования продаж новых автомобилей. Применяется в 12 европейских странах, на которые приходится более 90% рынка Евросоюза, а также в США и Японии. В Испании размер премии составляет €2 тыс., в Великобритании — £2 тыс., в Австрии —€1,5 тыс., в Голландии €750–1750. В Италии размер премии зависит от уровня выбросов СО2 и составляет от €1500 до €6500. Наиболее эффективным признан опыт Германии: с 2009 года там начали выплачивать €2,5 тыс за машину не «моложе» 9 лет. В результате за второе полугодие 2009 года продажи новых машин в Германии выросли на треть.

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.