Я мало что понял, но мне понравилось. Когда я учился в шестом классе, мне нравилось почти все. Нравился дедушка Ленин, писатель Грин, актер Лановой и фильм «Офицеры». Я вообще был довольно нетребовательный мальчик.
Сергей Юрский в спектаклях товстоноговского БДТ им. Горького («Цена» Артура Миллера», «Генрих IV» Вильяма Шекспира — фото 1 и 3), московской «Школы современной пьесы»
(«Ужин у товарища Сталина» Иона Друце — 2), Театра имени Моссовета («Правда — хорошо, а счастье — лучше» Александра Островского — 4);
Потом все это пошло помаленьку отваливаться. Последней, в районе 1983 года, как жабры в процессе эволюции, заросла любовь к дедушке Ленину.
Сегодня из музейного ассортимента семидесятых мне не нужно почти ничего, кроме этого красиво стареющего артиста со странной дикцией — и пушкинского романа в стихах, шестой главой которого он заинтриговал меня когда-то — за пару лет до того, как я прочел первые пять…
Что интересно: и артист, и роман нравятся мне сегодня гораздо больше, чем тогда.
Юрский, мягко говоря, не разочаровал.
Чем взрослее я становился, тем значительнее и отдельнее казались мне фигура Юрского и его способ жизни. Конечно, это не только его заслуга — с некоторых пор фон начал проседать так стремительно, что казалось: чтобы стать выдающимся, можно ничего не делать вообще, просто стоять прямо и оставаться собой.
Какая простая вещь: оставаться собой!
Держать паузу — и планку.
Не суетиться.
Успевать думать, а не сучить лапками.
Рисковать успехом, а не репутацией.
Сергей Юрскийна юбилейном вечере в Театре имени Моссовета, 2005 год (1);
с котом по кличке Соус, 1995 год (2)
Драматический артист с клоунской родословной, эксцентрик и лирик, Сергей Юрьевич Юрский много лет, без видимых усилий, держит баланс на этой смертельной проволоке. Эта легкость — примета высшего класса!
Прилюдно потеют только двоечники.
Когда Юрский читает Бродского, кажется, это вообще делает не артист. Это совсем просто — до перехвата дыхания и какой-то невероятной четкости изображения. Длиннофокусный объектив берет детали, не упуская объема и дистанции.
В случае с Юрским, по счастью, дистанции достаточно длинной.
Шахматисты сформулировали (и формула годится не только для шахмат): «молодых — в эндшпиль». Да, все великие комбинаторы проверяются там, в конце, когда вокруг уже пустовато и все решает не форсированный блеск, а глубина понимания.
В простых позициях — на длинных дистанциях — выигрывает тот, кто держит паузу и сохраняет достоинство.
«Самостоянье человека — залог величия его» — как написал, практически про Юрского, Александр Сергеевич Пушкин, один из немногих, кто — не разочаровал...
Сергей Юрский в фильмах «Крепостная актриса» (1) и «Золотой теленок» (2)
Сергей Юрский наедине с собственными мыслями, 1982 год