#Картина мира

#Суд и тюрьма

Ищи ветра в море

08.03.2010 | Дюбьен Арно, ведущий эксперт Института международных и стратегических отношений (Франция) | № 08 от 08 марта 2010 года

Российское государство купит у Франции четыре больших вертолетоносца «Мистраль»
Сумма контракта оценивается в €1,5 млрд. Если сделка, о которой договорились в Париже президенты Медведев и Саркози, состоится, то это станет сенсацией: Россия впервые закупит вооружение, да к тому же столь серьезное, у страны, входящей в НАТО. Впрочем, противников у этой сделки немало и прежде всего в самой Франции. Что происходило за кулисами — узнал The New Times

149-38-1a.jpg

Осенью прошлого года в секретариате Елисейского дворца раздался телефонный звонок — на другом конце провода был известный французский интеллектуал, философ и давний оппонент путинской России Андре Глюксман. Он просил о рандеву с президентом Франции по «очень важному» для судеб Европы и мира вопросу. Просьбу удовлетворили. Глюксмана вскоре принял Николя Саркози. Через какое-то время содержание их беседы стало достоянием широкой публики: кто первым проговорился, сейчас уже и неважно. Глюксман, прослышав о намерении Саркози заключить с Москвой сделку по продаже нескольких десантных вертолетоносцев «Мистраль» — гордости французских ВМС, пришел в ужас. Битый час он убеждал президента отказаться от этих «безумных» планов. Ведь яснее ясного: российский Генштаб применит эти корабли для усмирения непокорных соседей на постсоветском пространстве, Грузии в первую очередь. Неужели в Елисейском дворце этого не понимают?

Выбор Николя

Саркози выслушал Глюксмана, но прислушиваться не стал. На пути к сенсационной сделке с Москвой, о которой было официально объявлено в ходе состоявшегося на днях визита в Париж президента России Дмитрия Медведева, Саркози преодолел куда более мощное сопротивление — части своего аппарата, чиновников французских минобороны и МИД. Сторону президента заняли премьер-министр Франсуа Фийон, часть депутатов Национального собрания и проф­союз кораблестроителей, которых контракт с Москвой, понятное дело, страхует от угрозы массовых увольнений. Скорее всего, как того хочет Саркози, Москве продадут два «мистраля», построенных на верфях в Сен-Назере, а еще два россияне соберут сами по французской лицензии. 

38-4-1a.jpg

38-4a.jpg
Грозный ветер

«Мистраль»* * Холодный северо-западный ветер, характерный для Средиземноморского побережья Франции в весенние месяцы. — The New Times.  — многоцелевой корабль. Даже без электронной начинки и вооружения — а Москве поставят «товар» именно в таком варианте — он представляет собой грозное наступательное вооружение. Впервые за всю послевоенную историю страна — член НАТО продает оружие стратегического назначения России — вчерашнему вероятному противнику. Стране, в которой антинатовские и антизападные комплексы и фобии не просто весьма живучи — они до сих пор во многом формируют внешнеполитическую и военную доктрины. Часто приходится слышать, что Саркози на это никогда не пошел бы без санкции США. Вовсе нет! Париж принял решение о «мистралях», ни с кем не советуясь и даже особенно не волнуясь по поводу возможной реакции в других натовских столицах. Разве что в Вильнюс, дабы приглушить нараставший в Прибалтике рокот недовольства, в феврале был срочно направлен госсекретарь Франции по европейским делам Пьер Лелуш. Этим, пожалуй, дипломатическое сопровождение сделки и исчерпывается.

«Мистраль» в обмен на санкции?

Саркози, затеяв смелую игру с Москвой, подсознательно почувствовал другую особенность исторического момента: администрация Обамы куда больше поглощена Азией, чем Европой, и мало интересуется европейскими делами, стимулируя тем самым спрос на смелые решения на европейском театре. С другой стороны, Вашингтон сам вырабатывает новые подходы в отношениях с Москвой. Ведь формально американцы, пользуясь своим статусом в НАТО, имели право заблокировать сделку по «мистралям», тем более что в них использованы американские технологии. Но они и не подумали делать этого. Дальше устных «озабоченностей» шефа Пентагона Роберта Гейтса и открытого письма группы конгрессменов дело не пошло. Другим стимулом для Саркози оказалась готовность Дмитрия Медведева всерьез обсуждать вопрос о новых санкциях в отношении Ирана. Сейчас иранское досье — в списке приоритетов Парижа. Дабы добиться от Москвы поддержки по этому вопросу, взамен ей нужно продемонстрировать принципиально иной уровень доверия — решил хозяин Елисейского дворца.
Интегрировать Россию в Европу можно, только по-новому ведя с ней дела — таков еще один и, быть может, самый главный несущий элемент внешнеполитической конструкции Саркози. Он сознательно перешел некую черту, за которую прежде западные политики в отношениях с Москвой не переступали. Он выдал Кремлю беспрецедентный кредит доверия: просрочив и не «вернув» его, не отказавшись от имперских амбиций, не становясь мало-помалу предсказуемым правовым государством, Россия сама себя высечет. А упования ее амбициозного молодого президента на модернизацию с помощью западных технологий окажутся очередными иллюзиями.


«Мистраль» — 
класс универсальных десантных кораблей ВМФ Франции, которые могут выполнять функции десантно-вертолетного корабля-дока, войскового транспорта, плавучего госпиталя и корабля управления. Способен нести на себе до 16 вертолетов, 4 танкодесантных катера либо 2 катера на воздушной подуш­ке. Плюс 450 десантников (кратко­временно возможно принять на борт до 900 человек). 
Размер грузовой палубы — полтора футбольных поля
(122 м х 13,5 м).
Длина: по ватерлинии — 189 м, максимальная — 199 м.
Ширина: 32 м.
Осадка: 6,2 м.
Водоизмещение: стандартное — 16 500 т, полное — 21 300 т.
Автономность плавания: 30 суток.
Экипаж: 160 человек (20 офицеров) плюс 450 человек десанта и 150 человек штабного персонала.
Спущен на воду в октябре 2004 года.
В строю — с декабря 2005 года.
Стоимость ~ €500 млн.
В настоящее время на вооружении ВМФ Франции находятся два корабля этого класса: «Мистраль» и «Тоннер». По мнению ряда экспертов, «Мистраль» не является самым удачным кораблем данного класса. Он уступает американскому «Уоспу» по скорости (18,8 против 24 узлов), количеству вертолетов (16 против 48 вертолетов и 5 самолетов), оборонительному вооружению и ряду других показателей.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.