Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Суд и тюрьма

«Оскар»: ставки сделаны

03.03.2010 | Юрий Гладильщиков | № 07 от 01 марта 2010 года

Ажиотаж вокруг главной кинопремии достиг пика

148-50-01.jpg Поздно вечером в воскресенье, 7 марта, когда в Москве наступило уже утро понедельника, в Лос-Анджелесе прошла 82-я церемония раздачи «Оскаров».

Многолетние наблюдения доказывают, что четыре пятых лауреатов предугадать несложно. У гонки много предварительных рубежей. Фильмы, претендующие на главные статуэтки, успели за последние месяцы посоревноваться между собой раз тридцать. Одних только премий разных ассоциаций кинокритиков в Америке не меньше двадцати (включая наиболее раскрученный из них «Золотой глобус»). А есть ведь еще и более «лакмусовые» для грядущего «Оскара» награды — призы голливудских гильдий, самые авторитетные из которых — сценаристов, актеров, режиссеров и продюсеров. А также Британской академии кино и телевидения (BAFTA) — она объявила свой вердикт неделю назад.

148-50-02.jpg
Аватар

По всему выходит, что финальная игра киногода — это битва между экс-супругами Кэтрин Бигелоу и Джеймсом Кэмероном и их фильмами «Повелитель бури» (о быте саперов в Багдаде) и «Аватар» (об агрессии землян против планеты Пандора).
У каждой картины по девять номинаций на золотую статуэтку, но победить, судя по всему, должна Бигелоу. Ей досталась большая часть критических наград. Она взяла главные призы гильдий режиссеров и продюсеров (с 1949-го, года рождения призов гильдии режиссеров, было всего шесть скандалов, когда фильм, обретший ее награду, не получал «Оскар» за лучшую режиссуру. Главный приз гильдии продюсеров, по статистике, гарантирует награду за лучший фильм года в 2/3 случаев).
Но если бы все было так просто, «оскаровская» церемония не таила бы в себе интриги, не зарабатывала бы сумасшедших телерейтингов, а автор этих строк давно стал бы миллионером, разорив лондонские букмекерские конторы.

148-50-03.jpg
Повелитель бури

О главном

Отметим три особенности нынешнего «оскаровского марафона».
Первая. «Аватар», причем с большим запасом, побил все мировые прокатные рекорды. Выручка не влияет на распределение «Оскаров». Голливудские академики гордятся тем, что поддерживают истинное киноискусство. «Титаник» и «Властелин колец: возвращение короля» получили свои статуэтки не потому, что много заработали, а потому что стали для академиков художественным откровением. Но уж очень велики — на сегодня $2,5 млрд — финансовые достижения «Аватара».
Вторая. Коллективное бессознательное «оскаровских» академиков становится менее консервативным. Прежде они четко понимали под искусством эпическую драму с судьбами, погруженными в бурный исторический поток. Консерватизму, как считалось, содействовало то, что примерно половина из 6 тыс. голосующих академиков — актеры, которым эстетическая революционность обычно чужда. Но попадание в десятку претендентов на звание лучшего фильма фантастической сатиры «Район № 9» говорит о том, что академики стали мыслить более современно.
Третья. За последний месяц, когда и шло голосование, противостояние экс-супругов Бигелоу и Кэмерона, растравленное желтой прессой, академикам могло осточертеть. И они могли проголосовать иначе, чем на стадии номинаций.
С тем и к делу. Начнем прогнозы с тех из основных номинаций, где все кажется ясным.

148-50-04.jpg
Мне бы в небо

Лучшие сценарии

Почти нет сомнения, что награду за лучший оригинальный сценарий получит Марк Боал, написавший «Повелителя бури», а статуэтка за лучший сценарий на основе опубликованного произведения достанется Джейсону Райтмену и Шелдону Тернеру за человеческую комедию «Мне бы в небо». Именно они получили призы BAFTA. Им же достались награды гильдии сценаристов; надо ли говорить о ее влиянии на распределение «своих» «Оскаров»? Соперники, однако, серьезные. У Боала — серьезнее. Назовем прежде всего Квентина Тарантино с действительно оригинальным сценарием «Бесславных ублюдков». А также братьев Коэнов, сочинивших нетипичного для них «Серьезного человека». Заметим, что этот фильм, претендующий и на звание лучшего, вышел у нас в прокат в прошлый четверг.

148-50-05.jpg
Бесславные ублюдки

Коэны, которых прежде привлекали смешные, кровавые и криминальные сюжеты, вдруг сделали фильм о еврейском счастье — о скромном профессоре Ларри Гопнике из тихого университета на Среднем Западе, на которого обрушились все беды разом: жена уходит, денег нет, дети — раздолбаи, брат — псих, соседи — антисемиты, а тут еще с работы могут уволить, машину разбил, и адвокаты выставили счет на немереные (по меркам 1970-го, когда и происходит действие) три тысячи долларов. Удивительно даже не то, что Коэны решили погрузиться в быт провинциальной еврейской общины (они сами родом из Миннесоты, и возможно, это их детство). Удивительно, что при всех забавных эпизодах и типичных монструозных коэновских персонажах фильм-то — мрачный!

148-50-06.jpg
Серьезный человек

Рискнем предположить, что Коэнам ничего не светит. У них уже есть два сценарных «Оскара» — за «Фарго» и «Старикам тут не место». И вообще «Оскаров» выше крыши. Хватит — могут решить академики. Этот прос­той аргумент может сработать и против Кэмерона. Тем более что уже сработал против Питера Джексона. Его «Милые кости», также вышедшие у нас на минувшей неделе (о девочке, зависшей после гибели от рук маньяка между небом и землей, о том, что Бог, рок или кто там есть — ценит настоящую любовь между родителями и детьми и наказывает тех, кто на нее покушается), номинированы только на лучшую мужскую роль второго плана. Хотя явно могли рассчитывать быть выдвинутыми на лучший сценарий, работу художника, оператора и уж точно — визуальные эффекты и лучшую женскую роль.

Лучшая женская роль

В 2000-е эта номинация обычно скучновата. Фильмы малопривлекательны. У нас пока вышел — и прошел стороной — лишь один из тех, чьи актрисы были номинированы: это романтическая комедия «Джули и Джулия», где Мэрил Стрип изображает кулинарную доку типа Юлии Высоцкой. Но 11 марта выйдет на экраны куда более достойный фильм «Воспитание чувств», в оригинале An Education, Лоне Шерфиг (в прошлом — сторонницы манифеста «Догма») о правильной девушке со скучной лондонской окраины 1961 года, которая мечтает вырваться в другой мир, поступив в Оксфорд, но благодаря возникшему зрелому ухажеру обретает опыт совсем иной жизни — богемной, светской, свободной (которая как раз входит в моду), поначалу очаровывающей. («Воспитание чувств» также в топ-десятке на звание лучшего фильма.) На лучшую женскую роль номинирована молодая Кэри Маллиган. Она получила за эту роль награду BAFTA. Но удастся ли ей подержать в руках «оскаровскую» статуэтку — большой вопрос. И не потому, что у нее столь именитые конкурентки, как Хелен Миррен, сыгравшая Софью Андреевну Толстую в «Последней станции», или уже упомянутая Мэрил Стрип (ее номинируют почти ежегодно, уже в 16-й раз — недостижимый «оскаровский» рекорд, но награждали лишь дважды, и последний раз в 1983 году). А потому, что женская награда гильдии актеров и масса других предварительных призов достались Сандре Буллок, изобразившей доб­рую самаритянку в спортивной драме «Невидимая сторона» — The Blind Side — про судьбу героического, перенесшего травму и унижения молодости афроамериканца, который стал звездой американского футбола. Это еще один фильм из топ-десятки кандидатов на звание самого лучшего.

148-50-07.jpg
Воспитание чувств

Лучшая мужская роль

Тут конкуренция интереснее и непредсказуемее. Призы критиков поначалу брал Джордж Клуни за роль неприкаянного циника-одиночки из «Мне бы в небо». Но инициативу перехватил Джефф Бриджес, сыгравший в неизвестном у нас «Безумном сердце» спившегося легендарного кантри-певца, чей характер срисован с нескольких реальных образцов, включая Криса Кристофферсона. А номинирован ведь еще и Морган Фримен, изобразивший Нельсона Манделу в фильме Клинта Иствуда Invictus, который у нас обещают выпустить в мае под названием «Непокоренный». Номинирован замечательный Джереми Реннер из «Повелителя бури». И наконец, Колин Ферт, только что опередивший Бриджеса, Клуни и Реннера в споре за BAFTA. Любимец женщин и секс-символ 90-х Ферт рискнул сыграть в фильме-дебюте известного модельера Тома Форда «Одинокий мужчина» (он вышел у нас неделю назад) немолодого профессора-гея из Лос-Анджелеса, утратившего стимул жить, после того как его партнер погиб в автокатас­трофе. Этот красивый-прекрасивый фильм (сочетание красок выверено в каждом кадре, а музыка такая прекрасно печальная, какой и не бывает) развивает столь же печально красивую идею, что человек способен умереть из-за любовной утраты.

148-50-08.jpg
Невидимая сторона

Лучшие фильм и режиссура

Итак, на звание фильма года в этот раз претендуют «Аватар», «Повелитель бури», «Мне бы в небо», «Бесславные ублюдки», Precious (его название у нас переводят то как «Сокровище», то почему-то как «Тужься»), «Невидимая сторона», «Район № 9», «Серьезный человек», «Воспитание чувств» и мульт­фильм «Вверх». Первые пять фильмов номинированы и на «Оскар» за лучшую режиссуру. Остальные, выходит, отчасти балласт. Едва ли лучшим фильмом года назовут тот, который не был номинирован на режиссерский «Оскар» (впрочем, мы впервые с 40-х годов сталкиваемся с ситуацией, когда претендентов на звание лучшего фильма вдвое больше).

148-50-09.jpg
Сокровище

И вот тут самое интересное. Можно предположить, что, оказавшись под крики СМИ перед необходимостью выбирать между «Повелителем бури» и «Аватаром», академики ощутили растерянность и даже раздражение. Ведь выбирать-то надо из крайностей. Супердорогостоящее кино — против малобюджетного. Мировой прокатный ре­кордсмен — против прокатного уродца. Массовое кино — против артхаусного. Технологически новаторское (3D и т. д.) — против подчеркнуто традиционного, психологического. Оба фильма про войну — но насколько разные!
В такой ситуации, как нам представляется, возможны три варианта развития событий. Первый. Коллективное бессознательное академиков вообще отметет Кэмерона и все отдаст одной Бигелоу. Можно ведь допустить, что некоторые коллеги Кэмерона, режиссеры и продюсеры, не слишком рады суперкассовому успеху «Аватара». Нечто подобное уже сотворила BAFTA, отдав Бигелоу шесть призов, а Кэмерону только два второстепенных — за работу художника и визуальные эффекты. Второй. Академики, что в случае с «Оскаром» редкость, пойдут на компромисс и вручат статуэтки за лучший фильм и режиссуру двум разным картинам. Обычно их получает одна и та же.

148-50-10.jpg
Район №9

Возможно, за режиссуру наградят Бигелоу, а фильмом года по совокупности достижений все-таки признают «Аватар». Третий. Так не доставайся же ты никому! В пролете окажутся оба фильма-фаворита, которым достанется лишь второзначимый пшик.

148-50-11.jpg
Вверх

Кто, вероятнее всего, победит при таком раскладе? Сомнительно, что «Мне бы в небо»: фильм для «Оскара» чересчур камерный, интимный. А вот у «Бесславных ублюдков» шанс, безусловно, есть, ведь они получили приз за лучший ансамбль исполнителей от гильдии актеров, что на ее языке — синоним понятия «лучший фильм года» (а актеров, напомним, среди голосующих академиков большинство). И наверное, не надо списывать со счетов фильм Ли Дэниел­са Precious, который в России пока показывать не намерены (их всего два таких в топ-десятке, еще «Невидимая сторона»). Эта драма об участи 16-летней толстой уроженки Гарлема, вторично беременной от родного, не лучшего на свете папаши. Она актуальна, трогательна, взяла на североамериканском фестивале № 1 в Торонто приз зрительских симпатий, традиционно открывающий дорогу к каким-то из «Оскаров», и кроме двух основных статуэток претендует еще на четыре, в том числе за главную и неглавную женские роли. Возьмет эта драма и в финале «оскаровской» церемонии ка-а-ак выстрелит!



«Оскаровские» рекордсмены всех лет
Лидерами по количеству номинаций являются «Титаник» и «Все о Еве» — по 14. Еще у семи фильмов, включая первую часть «Властелина колец» и «Чикаго», было по 13.
По количеству полученных наград лидируют «Титаник», «Бен Гур» и «Властелин колец: возвращение короля» — по 11, а также «Вестсайдская история», у которой те же 11, но с оговоркой (10 плюс специальный, обычно не учитываемый киноисториками «Оскар» за хореографию). Далее идут «Жижи», «Пос­ледний император» и «Английский пациент» — по 9.




The New Times задал экспертам и просто известным людям вопрос:

«Кому бы вы дали «Оскар» в  основных номинациях?»

Респондентами стали: кинокритик Андрей Плахов, режиссеры Федор Бондарчук и Игорь Волошин, актер Петр Федоров, актриса Екатерина Вуличенко, продюсер Татьяна Трубникова, телеведущая Тина Канделаки и шоумен Тимур Батрутдинов. Вот как распределились голоса

Номинация «Лучший фильм»
«Аватар» — 4
«Бесславные ублюдки» — 2
«Район № 9» — 1
«Воспитание чувств» — 1

Номинация «Лучший режиссер»
Кэтрин Бигелоу, «Повелитель бури» — 3
Квентин Тарантино, «Бесславные ублюдки» — 3
Джеймс Кэмерон, «Аватар» — 1
Джейсон Райтман, «Мне бы в  небо» — 1

Номинация «Лучший актер»
Джордж Клуни, «Мне бы в  небо» — 4
Колин Ферт, «Одинокий мужчина» — 2
Джефф Бриджес, «Безумное сердце» — 1
Джереми Реннер, «Повелитель бури» — 1

Номинация «Лучшая актриса»
Хелен Миррен, «Последняя станция» — 4
Мэрил Стрип, «Джули и Джулия» — 2
Сандра Буллок, «Невидимая сторона» — 1
Кэри Маллиган, «Воспитание чувств» — 1

Номинация «Лучший оригинальный сценарий»
Квентин Тарантино, «Бесславные ублюдки» — 8м

Подготовил Евгений Левкович


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.