Скандалы в театральных семействах случаются регулярно. Что ж, театр — дело живое, творческое, конфликты неизбежны. Хорошо когда хватает ума и таланта разрешить их полюбовно или полюбовно же мирно разойтись, как не раз случалось. Но нередко скандалы вырываются за пределы частного пространства, а «обманутые жены» строчат телеги в современные парткомы и профкомы с требованием немедленно усмирить распоясавшегося «супруга».
Героем прошедшего сезона стал Римас Туминас, главный режиссер театра им. Вахтангова. Группа артистов, недовольная политикой и художественными вкусами главного режиссера, попыталась убедить Министерство культуры в том, что такой режиссер славному вахтанговскому коллективу не нужен. История была подковерная, некрасивая, но кончилась, слава богу, хорошо. И министерство, и боїльшая часть труппы повели себя в высшей степени достойно, в результате Москва получила две грандиозные ­премьеры — чеховского «Дядю Ваню» и лермонтовский «Маскарад».
На сей раз громкий производственный конфликт вспыхнул в Московском драматическом театре им. Станиславского. 14 артис­тов и внушительная группа технических работников театра потребовали расторгнуть контракт с главным режиссером Александром Галибиным. Коллективную жалобу отправили по инстанциям. Внушительную, на восьми страницах, жалобу, исполненную в жанре советского доноса, опубликовала «Литературная газета». Чиновники, опасающиеся «цепной реакции» в других труппах, создали комиссию по оценке административно-хозяйственной и творческой деятельности руководства театра.
Жизнеспособность системы репертуарных театров в России давно находится под угрозой. Госучреждения, именуемые государственными театрами, со своими распухшими штатами и абсолютной законодательной вольницей давно перестали быть «храмами искусства». Там в основном заправляют директора, ведущие активную коммерческую деятельность и самолично распределяющие прибыль. У художественных руководителей практически нет никаких полномочий: пришедший в театр новый главный не может никого ни уволить, ни принять, поскольку труппа укомплектована штатными сотрудниками на бессрочных договорах. Привыкшим получать ежемесячную зарплату и директорские подачки штатным артистам нет нужды регулярно подтверждать свою профессиональную состоятельность и участвовать в творческих конкурсах на роль в новой пьесе. Им и так хорошо. Творческому риску они предпочтут вялое болото с двумя-тремя выходами в месяц — как говорится, «сутки через трое», чтобы была возможность постоянной незатратной халтуры в сериалах и антрепризах.
Путей разрешения проблемы, собственно, не так много. Всего два: либо отказаться от репертуарного театра вовсе, оставив несколько бюджетных театров — «национальных достояний» (типа Малого и Большого), либо государство получит законное право — как единственный продюсер — потребовать отчета за вложенные бабки. А это неминуемо повлечет за собой систему госзаказа и творческую цензуру, что вполне естественно. Похоже, наша гордость, русский репертуарный театр, давно превратилась в очередной национальный миф, удобный для ловких директоров, бездарных артистов и уставших от жизни главных режиссеров, которым так не хочется проводить остаток дней на нищенскую пенсию.
А «цепная реакция», которой так боятся чиновники, уже началась: примеру своих коллег последовали артисты московского еврейского театра «Шалом», направив коллективное письмо-жалобу на имя столичного мэра. В коллективном письме все как обычно: обвинения в адрес руководства, застарелые обиды и требование сменить директора и художественного руководителя…


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.