#Конфликт

#Сирия

Большой войны пока избежали

2018.04.15 |

Александр Гольц, военный обозреватель

Александр Гольц, военный обозреватель The New Times

Наказание режима Асада за использование химического оружия в пригороде Дамаска не переросло в широкомасштабную военную конфронтацию между Россией и Западом

867546.jpg

Последствия авиаудара западной коалиции по Сирии Фото: youtube.com

Вегетарианский сценарий

Можно с облегчением выдохнуть. Наказание режима Асада за использование химического оружия в пригороде Дамаска не переросло в широкомасштабную военную конфронтацию между Россией и Западом. Вашингтон, Лондон и Париж остановились на более чем вегетарианском сценарии.

867550.jpg
Научно-исследовательский центр в пригороде
Дамаска после нанесения авиаудара 
Фото: youtube.com

В ночь на 14 апреля были нанесены удары по трем объектам: научно-исследовательскому центру в пригороде Дамаска, а также по предполагаемым складам химического оружия и командному центру, задействованному в использовании отравляющих веществ. В операции, как сообщают в Пентагоне, были задействованы американские крейсер «Монтерей» и атомная подводная лодка «Джон Уорнер», с которых были запущены крылатые ракеты «Томагавк». Кроме того, цели были атакованы стратегическим бомбардировщиком В-1В.

Всего американцами были выпущены 66 морских «Томагавков» и 19 авиационных крылатых ракет. В налете участвовали также 4 британских истребителя «Торнадо», которые запустили 12 ракет Storm Shadow, предназначенных для уничтожения защищенных бункеров. Франция сообщила об участии в операции пяти истребителей «Рафаль» и четырех истребителей «Мираж». Французские самолеты выпустили девять ракет. Помимо этого, в Париже утверждают, что один из находящихся в Средиземном море кораблей выпустил три ракеты. Согласно отчетам, все цели были успешно уничтожены.

О России — с заботой

Участники сделали все возможное, чтобы исключить сценарий, при котором операция наказания Асада превратилась бы в пролог большой войны. По словам председателя Комитета начальников штабов США генерала Джозефа Данфорда, российские военные были заранее предупреждены о целях готовящихся атак, а о времени атаки, судя по всему, проинформировали французы. И все для того, чтобы в результате ударов не пострадал ни один русский.

При этом Москва разумно праздновала труса. Под предлогом того, что вражеские крылатые ракеты не входили в зону действия размещенных на авиабазе Хмеймим комплексов ПВО С-400, никаких попыток сбивать «Томагавки», слава Богу, предпринято не было

При этом очевидным образом в жертву была принесена внезапность — важнейший фактор, определяющий успех подобных операций. Понятно, что Москва тут же предупредила Дамаск о целях американских ударов. Таким образом, у сирийских военных было время, чтобы вывести людей и даже подтянуть средства ПВО. Впрочем, по словам американского генерала Кенета Маккензи, который руководил объединенным штабом операции, ни одна из выпущенных сирийцами 40 зенитных ракет никакого ущерба атаковавшим силам не причинила.

При этом Москва разумно праздновала труса. Под предлогом того, что вражеские крылатые ракеты не входили в зону действия размещенных на авиабазе Хмеймим комплексов ПВО С-400, никаких попыток сбивать «Томагавки», слава Богу, предпринято не было. Сегодня никто уже не вспоминает, как изгалялись минобороновские специалисты по пиару, когда С-400 были переброшены в Хмеймим. «Напомню американским «стратегам», что воздушное прикрытие российских военных баз в Хмеймиме и Тартусе осуществляется зенитными ракетными системами С-400 и С-300, радиус действия которых может стать сюрпризом для любых неопознанных летающих объектов», — уверял некогда генерал Конашенков. У боевых расчетов российских комплексов ПВО, мол, «вряд ли будет время на выяснение по «прямой линии» точной программы полета ракет и принадлежности их носителей». «Все иллюзии дилетантов о существовании самолетов-«невидимок» могут столкнуться с разочаровывающей реальностью», — пугал он.

Но как и год назад, когда американцы атаковали авиабазу Шейрат, в Кремле сочли за благо не встревать. Владимир Путин в заявлении, посвященном американской атаке, подверг Вашингтон уничижительной критике, но благоразумно не стал, в отличие от российского посла в США Анатолия Антонова, угрожать ответными мерами. В общем, кризис, похоже, рассосался.

Другая реальность Генштаба

Впрочем, Москва решила все же объяснить, почему она не защитила Асада. Оказалось, сирийская армия сама замечательным образом отразила вражескую атаку. Как следует из брифинга, который по горячим следам устроил начальник Главного оперативного управления Генштаба Сергей Рудской, оказывается, что из сотни крылатых ракет, которые были запущены, 71 была сбита сирийскими ПВО. При этом, чтобы бухгалтерия сошлась, российский генерал, в отличие от американских коллег, утверждал, что у атаки было не три, а целых восемь целей. В частности, американцы якобы атаковали четыре аэродрома, и новейшие ракеты, все до единой, были перехвачены средствами ПВО еще советского производства (вряд ли поставленные Россией 8 комплексов «Бук» могли сыграть решающую роль). «В отражении ракетного удара были задействованы сирийские средства ПВО С-125, С-200, «Бук», «Квадрат» и «Оса». Это свидетельствует о высокой эффективности находящегося у Сирии вооружения и отличной выучке сирийских военнослужащих, подготовленных нашими специалистами», — рапортовал Рудской. Остается только гадать, почему 15 лет назад оснащенные приблизительно такой же военной техникой иракские ПВО были совершенно бессильны перед «Томагавками».

В системе военного управления есть структуры, где люди должны обладать предельно ясным, основанным на фактах видением ситуации. Это, прежде всего, ГОУ Генштаба. Но когда там начинают врать, вести некую двойную, тройную бухгалтерию — одна информация для брифинга, другая — для Кремля, третья — для себя, то неизбежно рано или поздно запутаются

Российский Генштаб уверенно творит вторую реальность. Год назад он сообщал, что почти половина американских крылатых ракет не долетела до цели. Сегодня этого уже мало, надо заявить о победе. Посему на голубом глазу докладывают о семи десятках сбитых ракет. Москве, конечно, не нравится, что Соединенным Штатам удалось привлечь к своей операции Великобританию и Францию. И посему Рудской также уверенно сообщает, что никаких действий Франция не предпринимала.

В какой-то момент российское военное ведомство решило, что оно участвует в бесконечной информационной войне, и взялось использовать все ресурсы, включая и Генштаб. Между тем в системе военного управления есть структуры, где люди должны обладать предельно ясным, основанным на фактах видением ситуации. Это, прежде всего, ГОУ Генштаба. Но когда там начинают врать, вести некую двойную, тройную бухгалтерию — одна информация для брифинга, другая — для Кремля, третья — для себя, то неизбежно рано или поздно запутаются. Так, как запутались с данными о производстве военной техники, где мало какие цифры сходятся. И это вранье может стать роковым фактором при следующем кризисе. Представим, к примеру, что Кремль, ободренный столь поразительной эффективностью сирийской ПВО, подтолкнет Асада к непосредственным действиям против американских войск в Сирии…

Да, на сей раз обошлось. Но это вовсе не завершение новой Холодной войны. Это ее начало. Заседание Совбеза ООН, экстренно созванное по просьбе России, предсказуемо завершилось внесением двух резолюций, каждая из которых была неприемлема для другой стороны. Уже в понедельник будет объявлено о новых американских санкциях против России, на сей раз за поддержку Асада. К сожалению, кризис вокруг использования химического оружия в Думе не станет отправной точкой в переговорах об уменьшении угрозы взаимного уничтожения. К сожалению, Москве и Вашингтону придется пройти через несколько таких кризисов, прежде чем угроза будет осознана. И каждый вполне может окончиться катастрофой.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share