#Конфликт

Пираты Азовского моря

16.04.2018 | Анастасия Станко — специально для The New Times, Херсон — Киев

Украина арестовала второе за месяц российское судно, пообещав задерживать как «пиратские» все суда, которые без согласования с ней заходят в порты Крыма. The New Times отслеживал перипетии конфликта

867598-2.jpg

Корабль-земснаряд компании Trans Services Maritime 10 апреля был перехвачен пограничным катером ВМС Украины

10 апреля корабль-земснаряд компании Trans Services Maritime вел в Каркинитском заливе Черного моря добычу песка для строительства моста через Керченский пролив, когда его перехватил пограничный катер ВМС Украины. На следующий день Генпрокуратура Украины наложила на судно, приписанное к российскому порту Туапсе, арест по обвинению в незаконной добыче песка. Однако главное нарушение с точки зрения Киева в другом — суда Trans Services Maritime регулярно заходят в крымские порты и выходят из них, то есть регулярно посещают территорию Украины без согласования с властями этой страны. Киев считает такие суда пиратскими и, как заявил спикер украинской Госпогранслужбы Олег Слободян, «намерен и впредь задерживать все без исключения».

Громкий прецедент такого рода случился 25 марта, когда украинские пограничники задержали в Азовском море, у берегов Запорожской области Украины, крымский рыболовецкий сейнер «Норд». Формальной причиной перехвата судна была проверка соблюдения правил рыболовства. Однако узнав, что «Норд» приписан к порту Керчь, корабль морской охраны погранслужбы Украины отконвоировал его в порт Бердянск — «в связи с нарушением правил выезда из временно оккупированной территории». Капитану «Норда» Владимиру Горбенко пришлось две недели провести в СИЗО в Херсоне — 10 апреля его выпустили под залог в размере 35 тыс. гривен (около $1,3 тыс.), надев на него при этом электронный браслет.

867598-6.jpg

Фото: dpsu.gov.ua

Керченский порт, из которого «Норд» вышел на промысел, как напоминают в украинской Госпогранслужбе, «был закрыт решением госорганов Украины еще весной 2015 года»

Освобождены, но не свободны

Почти сразу же, после того как сейнер «Норд» был задержан, крымские власти и чиновники в Москве заявили о его незаконном захвате. Дело в том, что еще в 2014 году керченский колхоз имени 1 Мая, к которому приписан «Норд», прошел перерегистрацию по российскому законодательству — на корабле подняли российский флаг. Во время задержания капитан судна Владимир Горбенко и еще девять членов экипажа имели при себе российские паспорта, которые были тут же конфискованы. «В отношении экипажа судна украинские пограничники действовали просто как сомалийские пираты», — заявила 29 марта пресс-секретарь МИДа России Мария Захарова. В тот же день крымское «управление» ФСБ РФ возбудило уголовное дело по ст. 211 российского Уголовного кодекса («угон воздушного, водного или железнодорожного транспорта»).

Украина же не признает ни российской регистрации «Норда», ни российских паспортов членов экипажа, «тем более что они выданы в Керчи». Да и сам Керченский порт, из которого «Норд» вышел на промысел, как напоминают в украинской Госпогранслужбе, «был закрыт решением госорганов Украины еще весной 2015 года». А поэтому, по версии Киева, рыбаки на «Норде» — украинские граждане, нарушившие порядок выезда из оккупированного Крыма.

867598-7.jpg
Капитан сейнера «Норд» Владимир Горбенко 
в суде Фото: telegraf.by

Согласно украинскому законодательству, за нарушение порядка выезда из временно оккупированной территории предусмотрены одновременно административная и уголовная ответственность. Последняя — в случае, если нарушение произошло «с целью причинения вреда государственным интересам». Именно такое преступление инкриминируют капитану «Норда» Владимиру Горбенко — капитану грозит до пяти лет лишения свободы, заявляют в прокуратуре Автономной Республики Крым (АРК), которая сейчас расположена в Херсоне. «Ущерб интересам Украины в том, что осуществлялся незаконный рыбный промысел в водных ресурсах Украины», — заявил представитель прокуратуры Егор Ребров, отметив, что хотя «Норд» и имел разрешение на вылов азовской рыбы, выданный в Ростове-на-Дону, его оформили на незаконно зарегистрированное в Крыму юридическое лицо.

Остальных девять членов экипажа «Норда» Приморский районный суд Мариуполя (Донецкая область) оштрафовал по мягкой административной статье — поэтому они сразу же были освобождены. Но, как оказалось, «освобождены» — не значит «свободны».

Ничьи граждане

Вечером 7 апреля в пункт пропуска «Гоптовка» на украино-российской границе в Харьковской области подъехали два автомобиля Volkswagen с дипломатическими номерами РФ. Кроме сотрудников российского консульства, в автомобилях были моряки с сейнера «Норд». Однако украинские пограничники отказались пропускать этих пассажиров в Россию через харьковский участок границы. При этом они составили на рыбаков новые административные протоколы, обвинив их в попытке незаконного пересечения госграницы в Харьковской области. «Во время прохождения пограничного контроля, лица, которые ехали как пассажиры, вместо паспортных документов предъявили свидетельства на возвращение в РФ, которые не дают права для пересечения границы», — прокомментировали инцидент в Госпогранслужбе Украины.

«Российские паспорта у команды конфискованы. Получается, что вернуться в Крым без них экипаж «Норда» также не может, как и въехать на территорию РФ вообще»

Следующей же ночью автомобили с рыбаками прибыли на КПВВ «Чонгар» на административной границе с Крымом. Однако украинские пограничники снова не дали морякам вернуться на оккупированный полуостров, поскольку у тех не было украинских паспортов.

«История с возвращением экипажа «Норда» — классический пример передряг, с которыми приходится сталкиваться жителям оккупированного Крыма, — говорит нанятый колхозом имени 1 Мая для защиты «Норда» в украинских судах киевский адвокат Дмитрий Щербина. — Их реальная жизнь — это одно, а украинское законодательство — совершенно иное. Ведь украинская власть не признает документов, выданных администрацией Крыма, и продолжает относиться к рыбакам как к украинским гражданам, выехавшим с полуострова в обход пропускных пунктов и, значит, — в нарушение установленного порядка».

Еще один защищающий «Норд» и его команду, киевский адвокат Владимир Войтюк, также затруднился ответить на вопрос, каким именно путем его подзащитные могут попасть на территорию России. «Российские паспорта у команды конфискованы. Получается, что вернуться в Крым без них экипаж «Норда» также не может, как и въехать на территорию РФ вообще».

Тем временем капитан «Норда» Владимир Горбенко, выйдя из херсонского СИЗО под залог, первым делом лег на обследование в больницу. После этого он должен будет прибыть в Главное управление Службы безопасности Украины (СБУ) в Автономной Республике Крым (АРК) в городе Херсон для дачи показаний в рамках возбужденного в отношении него уголовного дела. Само судно «Норд», теперь уже без команды, остается под арестом в порту Бердянска — в его трюме продолжают гнить пять тонн выловленной в Азовском море тюльки. Адвокаты Щербина и Войтюк заявляют, что будут добиваться отмены ареста и возвращения «Норда» в Керчь. А трюмы, по их словам, будут отмывать от испорченной тюльки уже потом. Однако судебная практика показывает, что реализовать такой сценарий будет непросто.

Опасный прецедент

Украина уже не первый раз добивается конфискации судов, которые вопреки международным морским правилам заходят в крымские порты. Так, уже более года тянется дело по сухогрузу Sky Moon, задержанному еще в ноябре 2016 года в устье Дуная. Судно, следовавшее под флагом Танзании, везло около 3 тыс. т кальцинированной соды из Севастополя в молдавский порт Джурджулешты. Капитан судна, гражданин Сирии, обвиняется, как и Владимир Горбенко, «в нарушении порядка въезда-выезда в Автономную Республику Крым» — сейчас он временно проживает в Одессе, дав личное обязательство не покидать город. Сам же сухогруз Sky Moon конфискован решением Малиновского суда Одессы в пользу государства — его планируют передать Военно-морским силам Украины.

«И Москва, и Киев считают Азовское море «внутренними водами общего пользования». Теперь в дополнение к другим конфликтным моментам между двумя странами может встать и вопрос о линии разграничения в Азовском море»

В феврале 2017 года было арестовано украинское судно «Нафторудовоз 45», также заходившее в один из крымских портов, — это дело также продолжается до сих пор. И вот последний арест, 10 апреля, российского судна, занимавшегося незаконной, по мнению Киева, добычей песка в заповеднике «Лебединые острова», в районе Каркинитского залива Черного моря. После ареста судно отконвоировано в порт Южный Одесской области. «Прокуратура Крыма осуществляет процессуальное руководство по факту незаконной добычи песка и разработки полезных ископаемых, которая «наносит вред окружающей естественной среде на сотни миллионов гривен», — говорится в сообщении Генпрокуратуры Украины.

В целом же «черный список» судов-нарушителей, которые «без согласования с Украиной» заходили в крымские порты, на конец 2017 года содержал 325 единиц, большинство из них — корабли из России.

И все же дело «Норда» выделяется в этом ряду. «Дело в том, что «Норд» арестован в Азовском море, которое и Москва, и Киев считают «внутренними водами общего пользования, — разъясняет юрист-международник Александр Мазай. — В результате конфликта вокруг «Норда» между двумя странами, в дополнение к другим спорным моментам, может встать и вопрос о линии разграничения в Азовском море, а это в свою очередь повлечет за собой дальнейшее обострение двусторонних отношений в целом».

Кстати, сигнал Киеву, похоже, уже послан. На прошлой неделе РИА «Новости» со ссылкой на собственные источники сообщило: корабли Черноморского флота России «в целях обеспечения безопасности судоходства» могут усилить патрулирование российской части акватории Азовского моря.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.