#Картина мира

#Суд и тюрьма

ХАМАС еще раз

15.02.2010 | Млечин Леонид | № 05 от 15 февраля 2010 года

Зачем Москве чужие террористы?

146-36-01.jpg

Намешали с Машаалем.
Москва нашла оригинальный способ посредничества в ближневосточном процессе. Вначале пригласила — кстати, уже в третий раз! — Халеда Машааля, главу политбюро ХАМАС, организации, которую большинство цивилизованных стран включили в список террористических. А сразу следом за ним в понедельник в Москву приехал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Будет ли результат — задался вопросом The New Times


Зачем Машааля опять пригласили в Москву? Ведь были у него уже встречи с Сергеем Лавровым, причем не только в Москве, но и в Дамаске, где нынче находится штаб-квартира ХАМАС. И что — удалось ли после этого хоть на йоту продвинуть процесс урегулирования? Москва одержима идеей провести у себя мирную конференцию по Ближнему Востоку, захватив таким образом лидирующие позиции в «квартете» международных посредников. И теперь не жалеет дипломатических усилий, поочередно уговаривая всех ее возможных участников: умеренных палестинцев из ФАТХ, поссорившийся с ними ХАМАС, ну и Израиль, конечно. А согласие, ясное дело, проще всего выбить, выступая в роли гостеприимного хозяина. Что ж, руководители ХАМАС всегда рады побывать в Москве. Даже если вслед за ними сюда же едут представители израильского руководства. Правда, говорят, когда Машааль узнал, что сразу следом за ним в Москве ждут израильского премьера Биньямина Нетаньяху, то усмехнулся, мол, ну и выдумщики же эти русские! Ведь ту нашумевшую историю 12-летней давности он наверняка не забыл.

Король и противоядие

Утро 25 сентября 1997 года, Амман, Иордания. Халед Машааль с семьей и охраной прибыл в свою штаб-квартиру в центре иорданской столицы. У входа к нему подошли два человека, один из них ткнул его в ухо миниатюрным серебристым аппаратом. Укол должен был стать смертельным, но нападавший увидел дочь Машааля — и его рука дрогнула… Тело­хранители попытались схватить нападавших, но те вырвались, сели в машину и уехали. Однако охране удалось связаться с иорданской полицией, которая и задержала покушавшихся. У арестованных обнаружили канадские паспорта. Но когда вызванные полицией канадские дипломаты посетили арестованных в тюрьме, те обреченно сказали, что не нуждаются в их помощи. Выяснилось, что пас­порта поддельные и арестанты вовсе не канадцы, а сотрудники израильской разведки Моссад. Все еще живого Машааля доставили в больницу, где иорданские врачи установили диагноз: отравление. Королю Иордании Хусейну, ныне покойному, доложили: врачи не знают вещества, которым был отравлен Машааль, а потому не в состоянии подобрать противоядие.
Разгневанный Хусейн позвонил Биньямину Нетаньяху, который тогда впервые занимал кресло премьер-министра Израиля, и потребовал прислать противоядие. Если Машааль умрет, пригрозил Хусейн, пойманных израильтян приговорят к смертной казни и повесят. Нетаньяху приказал немедленно отправить в Амман противо­ядие. Но Хусейн позвонил президенту США Биллу Клинтону и поделился сомнениями: а вдруг присланный из Израиля шприц с лекарством — попытка добить лидера ХАМАС? Тогда Нетаньяху распорядился передать иорданцам еще и химическую формулу препарата. Иначе говоря, он спас человека, которого перед этим вроде бы приказал убить — ведь руководитель ХАМАС воспринимался в Израиле как террорист номер один. Израильские лидеры старшего поколения думали о том, как побыстрее установить мир с соседями. Они жили с ощущением хрупкости Израиля. У Нетаньяху такого чувства не было. Он считал, что руководит государством, которое может дать отпор террористам и никого не должно бояться. Нетаньяху приказал Моссаду нанести по террористам ответный удар. Руководство ХАМАС укрылось в Иордании, туда и отправили оперативную группу…
Халед Машааль полностью оправился, но отказывался признавать, что его спасло израильское противоядие. «Меня спас Аллах, — восторженно говорил он. — Тот, кто верит в Аллаха, в его дело и в его правоту, способен справиться с чем угодно...»

Разговор без посредников

ХАМАС возник в 1987 году и с тех пор считает себя частью всемирного исламского движения «Братья-мусульмане». Цель — захватить власть в каждой отдельной арабской стране, чтобы в конечном итоге образовать единое исламское государство. Главным тактическим приемом ХАМАС стали акции террористов-смертников. Председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов во время визита в Израиль в марте 2002 года потерял дар речи, своими глазами увидев, как подносами вычерпывают кровь из кафе, где только что палестинцы взорвали бомбу, убив 24 человека. После этого Миронов отменил встречу с палестинскими лидерами, включая Ясира Арафата.
В сентябре 1999 года Иордания закрыла представительство ХАМАС в Аммане. Халед Машааль переехал в Сирию. Сегодня ХАМАС управляет сектором Газа — это половина Палестинской автономии. Без ХАМАС никакое урегулирование на Ближнем Востоке невозможно, говорят российские дипломаты, поэтому-де с ним надо поддерживать контакты. Обычно с персонажами такого рода встречаются посредники, не имеющие официального статуса, как правило, разведчики. Они могут беседовать откровенно, не компрометируя свое государство. Официальное признание предлагается только в обмен на какие-то серьезные уступки. А руководителя ХАМАС принимают в Москве сразу на высшем уровне!
Еще российские дипломаты говорят, что, регулярно принимая Машааля, намерены усадить израильтян и палестинцев за стол переговоров. Но — надо же — ничего не получается. И вряд ли получится в обозримой перспективе. Руководители ХАМАС при­шли к выводу: победить Израиль в войне невозможно. Но у израильского общества есть ахиллесова пята: оно создало себе среди пустыни комфортную жизнь и хочет ею наслаждаться. Эти люди не похожи на прежних поселенцев и не выдержат, если методично, изо дня в день убивать их детей. Поэтому палестинские боевики обстреливают израильские города ракетами и взрывают гражданское население. А Халед Машааль никак не желает мириться ни с главой ФАТХ Махмудом Аббасом, ни с Израилем.

Мертвая идея

Весь мир думает, что на Ближнем Востоке спор по-прежнему идет из-за крохотных участков земли или о статусе Иерусалима… На самом деле все это в прошлом. Идея переговоров мертва! Многие палестинские семьи все еще хранят ключи от домов, покинутых ими во время первой арабо-израильской войны 1948 года, в надежде вернуться в них. Они — в ловушке между прошлым, которое не могут забыть, и будущим, которое пытаются создать. Первоначально число беженцев оценивалось в несколько сотен тысяч. Теперь — с детьми и внуками — несколько миллионов. Если они переедут в Израиль, это будет уже не еврейское, а арабское государство. Комбинация террора и демографии работает на палестинцев — на это и делает ставку ХАМАС. К чему вести переговоры с людьми, которые должны исчезнуть с этой земли навсегда? Израильтяне тоже не видят пользы в переговорах. Раз власть на палестинских территориях в руках ХАМАС, рассуждают они, то какой смысл идти на уступки, если они все равно хотят нас уничтожить? Логичнее отгородиться понадежнее, отвечать ударом на удар и доказать, что террор не сломит Израиль — во второй раз евреи не покинут Палестину.


ХАМАС — аббревиатура арабского названия организации «Харакат аль-мукавама аль-исламийя» («Исламское движение сопротивления»). Создан в секторе Газа 15 декабря 1987 года. В 2006 году ХАМАС одержал победу на выборах, получив большинство мест в Палестинском законодательном совете, а спустя год захватил власть в секторе Газа. Канада, США, Израиль, Япония и Евросоюз объявили ХАМАС террористической организацией. Иордания запретила деятельность ХАМАС на своей территории. Австралия и Великобритания объявили вне закона только военное крыло организации. Россия не причисляет ХАМАС к террористическим организациям. Официальное объяснение: ХАМАС не совершал терактов на территории РФ.
За последние четыре года Халед Машааль пять раз встречался с руководством МИД России. В марте 2006‑го и феврале 2007-го (в Москве), в марте 2008-го и мае 2009 г. (в Дамаске) — с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, в январе 2009‑го (в Дамаске) — с замминистра иностранных дел РФ Александром Салтановым.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.