#Деньги

Налоги до и после обеда

2018.03.26 |

Дмитрий Бутрин*

Зачем правительство обсуждает повышение подоходного налога, который ему уже не придется собирать

877557.jpg

Фото: Pixabay / Tumisu

Уже через несколько дней после выборов Владимира Путина выяснилось, что уходящее в апреле правительство Дмитрия Медведева продолжает обсуждать будущее — в частности, не оставляет дискуссии о повышении подоходного налога. Вероятность того, что в Белом доме с кадровой точки зрения ничего принципиально не поменяется, по-прежнему очень велика, но содержательно правительство с мая 2018 года таким же не будет. Негласный запрет на повышение налогов снят, сейчас у Белого дома есть три варианта выбора будущего — рост госдолга, сокращение административной ренты или увеличение налоговой нагрузки, при этом одним из главных факторов в будущем выборе будет активность военных.

Казус МРОТ

Не имеет значения, по какой причине Аркадий Дворкович на третий день после фактического объявления итогов президентских выборов сообщил об обсуждении в правительстве возможности повышения подоходного налога с нынешних 13% до 15%. Формально это был просто ответ на вопрос студентов Плехановского института, где вице-премьер читал публичную лекцию о том, что обсуждалось на совещании у действующего премьер-министра Дмитрия Медведева 20 марта.

Никакой особой тайны здесь нет: совещание было посвящено поручениям Владимира Путина по итогам послания Федеральному собранию (они были опубликованы 22 марта): правительству и ЦБ указано готовить к 15 июня план повышения нормы инвестиций в экономику РФ к 2024 году и одновременно — план снижения уровня бедности за следующие шесть лет вдвое.

Главная сенсация (если она вообще была) в заявлении Аркадия Дворковича — не в том, что в Белом доме дискутируют будущий размер ставки НДФЛ с 2019 года (повысить его раньше не позволяет закон). Смысл идеи, которая, к слову, сейчас не слишком нравится Минфину — в том, чтобы изменить режим налогового вычета из базы по НДФЛ в размере одного минимального размера оплаты труда. Сейчас минимальная зарплата, несмотря на наличие такого вычета, все равно облагается 13% подоходного налога, как, кстати, и зарплата менее МРОТ, — стандартное объяснение этому удивительному факту в том, что закон не позволяет начислять зарплату меньше МРОТ, и, если она начислена — считается, что это ставка частичной занятости, а с нее 13% брать закон не запрещает, в полном виде она была бы выше МРОТ. Так или иначе инициатива по повышению МРОТ до прожиточного минимума требует денег, и приведение ситуации к «честной»: со всех зарплат меньше минимального размера оплаты труда — в 2019 году МРОТ будет 12–13 тыс. руб. в месяц — не должны брать никакого подоходного налога. Поскольку у бюджета нет дополнительных доходов, общую сумму подоходного в стране предлагается перераспределить в пользу бедных: всем, получающим больше МРОТ, предлагается платить НДФЛ по ставке 15%, меньше — по ставке 0%. Впрочем, в зимних дискуссиях 2017/2018 года в правительстве обсуждался и другой вариант — увеличение НДФЛ до 17,5% (это аргументировалось тем, что Украина вполне выдерживает подоходный налог в 18% без больших социальных протестов) с направлением большей части дополнительных сборов на здравоохранение.

Главная сенсация в заявлении Аркадия Дворковича — не в том, что в Белом доме дискутируют будущий размер ставки НДФЛ с 2019 года, но в том, что должен будет измениться режим налогового вычета из базы по НДФЛ в размере одного минимального размера оплаты труда

Старое новое правительство

То, что команда Дмитрия Медведева привлечена к предметным дискуссиям о будущих ставках налогов, — во многом декларация того, что значительная часть этих министров останется на своих местах. Иначе просто нет смысла обсуждать выполнение поручений Владимира Путина — новые придут, пусть сами и думают, как именно снизить бедность в два раза за шесть лет.

Между тем продолжение дискуссии о налогах, в предыдущие шесть лет де-факто запрещенной Владимиром Путиным (первый вице-премьер Игорь Шувалов неоднократно констатировал, что в закончившемся «политическом цикле» налоги меняться не могут в силу данного Путиным предвыборного обещания, и это обещание в большей или меньшей степени сдержано), показывает, что, даже если в правительстве в апреле-мае 2018 года не сменится ни один министр или вице-премьер, это все равно будет другое правительство. Действующий кадровый состав Белого дома с 2012 года был призван исполнять только одну роль — удержание ситуации неизменной в процессе финансовой стабилизации и бюджетной консолидации. Проще говоря, задачей команды Дмитрия Медведева до 2018 года было содействовать ЦБ и Минфину в снижении инфляции, сокращении госрасходов, завершении старой госпрограммы вооружений и «расшивке» кредитной ситуации с регионами — и по возможности не делать более ничего такого, что могло бы дестабилизировать ситуацию. В процессе, отметим, Белому дому удалось сделать несколько больше, например, начать реформу контроля и надзора, опробовать проектный подход в госуправлении, создать базовую инфраструктуру «электронного правительства». Но главная задача исполнялась с огромным энтузиазмом, особенно в последние два года — правительства было не видно и не слышно, многим даже приходило в голову, что жить в стране со столь тихой и неагрессивной исполнительной властью в чем-то даже лучше, чем в государстве, одержимом реформами.

Теперь все должно поменяться — с командой Медведева или без нее в Белом доме уже с мая придется обсуждать пусть не слишком амбициозную (Путин в своем послании поставил, отметим, довольно скромные цели, вполне исполнимые даже не очень талантливым правительством при удачном стечении обстоятельств), но вполне материальную программу видимых изменений. Дискуссия об НДФЛ — лишь ее составная часть, на деле дилемма несколько шире.

В последние два года правительства было не видно и не слышно, многим даже приходило в голову, что жить в стране со столь тихой и неагрессивной исполнительной властью в чем-то даже лучше, чем в государстве, одержимом реформами. Теперь все должно поменяться

Альтернативы

Если говорить об экономике и только о ней, ключевой вопрос Кремля и Белого дома на ближайшие шесть лет — как сделать так, чтобы внутренние инвесторы могли вкладывать в экономику на 20–25% больше, чем в 2017 году. Существуют три принципиальных подхода к решению этих проблем, и вокруг трех этих идей, видимо, и будут формироваться внутренние конфликты будущего правительства.

Первый подход сейчас предлагается преимущественно министром экономики Максимом Орешкиным. Его главная идея — в том, что средства Резервного фонда, потраченные в 2014–2017 годах на антикризисные меры, в настоящее время находятся практически неиспользованными в банковской системе (преимущественно национализированной из-за банковского кризиса) в виде «структурного профицита ликвидности», сейчас составляющего порядка 3 трлн руб. Эти триллионы, по расчетам Банка России, сами по себе не «рассосутся» в банках в течение минимум пяти лет. Минэкономики предлагает занимать эти деньги у банковской системы различными способами, среди которых главный — «инфраструктурная ипотека»: государство наращивает госдолг, выпуская облигации, банки покупают облигации на средства «структурного профицита», деньги направляются строителям, создающим нужные обществу, а, точнее, властям в регионах, «инфраструктурные объекты» — дороги, школы, очистные сооружения, дамбы и мосты. Это освобождает в бюджетах некоторое количество свободных денег, и в результате инвестиции растут (вместе с госдолгом), а налоги повышать, в сущности, нет необходимости — Россия несколько лет живет в кредит у самой себя.

Второй подход более традиционен и сейчас предлагается в основном Минфином. Он предполагает, что государство практически «вручную» ищет инвесторов на нужные ему объекты, предлагая им специальные условия инвестиций — по схеме новых «специальных инвестконтрактов» (СПИК 2.0). В этой схеме (которая, кстати, не ассоциируется с министром финансов Антоном Силуановым, чьи взгляды на проблему, судя по всему, сложнее) налоги можно немного корректировать, в частности, за счет некоторого снижения налогового давления на работодателей и роста косвенных налогов. Главным же источником «высвобождающихся» денег на инвестиции должны стать средства бюджетной экономии, в основном непроизводительных строек, отмена всевозможных льгот по налогам, увеличение собираемости налогов за счет цифровых технологий. Высвободившиеся деньги можно направлять на решение социальных проблем. Это традиционный подход, который, как и в случае с идеями Минэкономики, не предполагает роста налогов — а лишь их перераспределение.

Третий подход обычно ассоциируется с вице-премьером Ольгой Голодец, хотя на практике «социальная» коалиция более пестра, и в ней, видимо, могут быть сильны позиции военно-промышленного комплекса. Это, кстати, неудивительно. Со стороны может показаться, что правительство, увеличивая расходы «на оборонку», в основном заботится о борьбе с заокеанским потенциальным противником. Но на деле одна из главных мотиваций финансирования ВПК — это даже не столько экспорт вооружений, сколько поддержание занятости и сколько-нибудь приемлемых доходов у многомиллионной армии оборонной отрасли, которая, за исключением атомной промышленности, так и не реформирована. Назначение Сергея Кириенко заместителем главы администрации президента в этом смысле — легко объяснимое явление: его менеджерские усилия в Росатоме принесли определенный успех, в нем видят некое современное повторение Лаврентия Берия, давшего СССР атомную бомбу. Основная идея «военно-социального» блока — в том, что повышение доходов в бюджетном секторе, от врачей до ракетчиков, должно являться двигателем внутреннего спроса в экономике России, окруженной врагами. Поэтому все, что необходимо для борьбы с бедностью, роста ВВП, увеличения инвестиций, — это усиление налогового перераспределения, снижение социального неравенства в доходах между частным и государственным секторами. Если вариант Максима Орешкина — это в какой-то степени «южнокорейский» путь развития, а Минфина — «восточноевропейский», то «военно-социальные» идеи — это путь, в какой-то степени повторяющий идеи «социального государства» Франции времен Франсуа Миттерана.

В правительстве будут представлены и сторонники «четвертого пути» — банального роста вложений в силовые структуры и вооружения с игнорированием любых социальных нужд. Во многом то, каким станет будущее правительство, будет определяться реальной влиятельностью во власти именно этой «четвертой силы»

Отметим, что все три подхода имеют общую составляющую: все они сходятся в том, что текущий уровень расходов на здравоохранение, образование и в целом на «человеческий капитал» слишком низок для того, чтобы действующая власть более или менее надежно стояла на ногах. Предлагаются лишь альтернативные способы увеличить расходы на эти цели — в первом варианте, по сути, за счет увеличения госдолга, во втором — за счет сокращения объемов административной ренты, в третьем — за счет роста налогового перераспределения. По традиции в правительстве после мая 2018 года не будет единого мнения о том, какой путь избрать, кроме того, в нем всегда будут представлены и сторонники «четвертого пути» — банального роста вложений в силовые структуры и вооружения с игнорированием любых социальных нужд. Во многом то, каким станет будущее правительство, будет определяться реальной влиятельностью во власти именно этой «четвертой силы». У нее, насколько можно судить, вообще нет никаких содержательных налоговых или социальных идей (возможно, это даже хорошо). Но ей нужны деньги, и она на ходу будет выбирать, кто из трех будущих групп в Белом доме ей больше подходит для решения этой задачи.

А ставка НДФЛ — это уже технические подробности. Как бы заманчиво это ни звучало, но вряд ли Владимиру Путину удастся заставить будущих министров не делать ничего содержательного еще шесть лет — да он и сам, видимо, понимает, что пауза затянулась. Неплохо было бы в ближайшие месяцы что-нибудь, наконец, решить.

* Автор — заместитель главного редактора газеты «КоммерсантЪ», текст написан специально для The New Times

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share