#Мнение

Случай в Англии

12.03.2018 | Евгения Альбац

Отравление экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля — это послание  российской элите: достанем любого 

867543.jpg

Фото: youtube.com

История с отравлением в Лондоне экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери многих заставила вздрогнуть. И не только потому, что история эта напоминает трагедию полковника ФСБ Александра Литвиненко, отравленного полонием-210 в том же Лондоне 12 лет назад, осенью 2016 года. И не потому, что подобных расправ за историю советского КГБ было немало — почерк, что называется, угадывается. Вот здесь о том вполне подробно: «Литерное дело».

Однако в этом последнем случае поражает его демонстративность: кажется, что заказчик не столько хотел убить, сколько — показать, что достанет любого, там и где захочет.

Да, конечно, убивая Литвиненко, «чистильщики» с Лубянки тоже предельно наследили, но, как показывают материалы расследования, сделали это от непонимания, с каким веществом имеют дело, сам же способ убийства предполагал, что он, способ, уйдет в могилу вместе с полковником КГБ. Полоний, как известно, определили в самый последний момент: не догадайся врачи взять анализ мочи в последние 24 часа перед смертью Литвиненко, так и гадали бы, чем он был отравлен. Как только способ устранения был определен, английские спецслужбы тут же пошли по следу: определили кто, где, как, когда и откуда. Так след и привел в специальный закрытый институт в Москве, где и наработали этот самый полоний. А уж оттуда след повел на самый вверх — к тогдашнему главе ФСБ Николаю Патрушеву и его непосредственному начальнику, Владимиру Путину, утверждает в своем заключении английский судья Роберт Оуэн; тогдашний премьер-министр Кэмерон сообщил тогда же, что в заключении Оуэна нет ничего, что бы «не было бы уже известно правительству Великобритании», читай — спецслужбам Соединенного Королевства.

В случае со Скрипалем способ покушения долго искать не пришлось: нервно-паралитическое вещество — "novichok".

250 сотрудников британского отдела по борьбе с терроризмом уже идентифицировали 240 свидетелей и обнаружили 240 различных следов, сообщила в минувшую субботу, 10 марта, английская The Guardian. В тот же день российское посольство, как пишет та же газета, опубликовало претендующий на сарказм твит: «Какое совпадение! Оба, и Литвиненко, и Скрипаль работали на MI6. Березовский и Перепеличный были связаны с английскими спецслужбами. Детали расследования засекречены на основании того, что (относятся к вопросам) национальной безопасности». Что те, кому это адресовано — вероятно, английские полицейские и спецслужбы, — должны извлечь из этого твита российского посольства? Что покушение на Скрипаля было совершенно по тем же причинам, по каким был убит Литвиненко, — «предателя достанем из-под земли»? Или хотели подчеркнуть, что оба продолжали работать на противника, а потому против обоих действовали законы войны? Но тогда причем тут Борис Березовский,  или бизнесмен Александр Перепеличный ? Или как раз причем именно потому, что оба были бизнесменами? Или — коли твит, как пишет The Guardian, носит откровенно саркастический характер и выпущен в день заседания чрезвычайного комитета Соединенного Королевства — Cobra,  который собирается в экстренных случаях, когда речь идет о вопросах национальной безопасности, — то  понимать его надо обратно тому, что в нем написано? Однако, Литвиненко — да, работал на спецслужбы ряда стран Запада ( в частности, давал информацию по делу "питерской мафии" в Испании, разбирательство которого сейчас идет в Мадриде),  и Скрипаль  — да, был арестован в России как английский шпион. Тогда, что хотело сказать российское посольство? Или же мы должны признать, что там работают идиоты, которые, начав потреблять вискарь в пятницу, к субботе уже совсем плохи? А если потребляют, то чего бояться — высылки? А если ждут самого плохо — то есть, что отправят на Родину, то значит, понимают, что в деле Скрипаля есть российский след? Понятно, что Москва — если это была Москва — вряд ли предупреждала по кабелю посла: «Тук-тук, приготовьтесь, тук-тук, мы направляем чистильщиков ,тук-тук,  одного предателя убрать».

Но: 240 свидетелей и 240 следов, тут же определяемое нервно-паралитическое вещество — разве это не свидетельства того, что убийство (или покушение на него) хотели сделать максимально заметным?

Для кого — заметным? Для перебежчиков? Но в той же Англии уже много лет спокойно живет бывший полковник внешней разведки КГБ СССР Олег Гордиевский, который с 1974 года и вплоть до 1985-го, когда был вывезен англичанами из Москвы буквально за часы до ареста, работал на ту самую MI6 и заочно был приговорен трибуналом за государственную измену к расстрелу. А в США живет генерал Олег Калугин, которого многие в КГБ считали американским шпионом, — живет, консультирует Музей шпионажа в Вашингтоне, иногда читает лекции и во множестве раздает интервью, очевидно, не слишком опасаясь себя обнаружить. Да, действительно, в советское время КГБ считал необходимым достать любого и каждого, кто посмел уйти на другую сторону, — чтобы другим было неповадно. Потом, при Горбачеве и Ельцине, эта средневековая практика была прекращена, да и устранять пришлось бы многие десятки человек: только из одной резидентуры в Брюсселе после развала СССР ушли на Запад , как писали тогда СМИ, 23 человека.

Очевидно, что причиной страшного убийства полковника Литвиненко было не только то, что он был перебежчиком, — важнее, что он поставлял информацию на питерское окружение Владимира Путина и крайне резко высказывался непосредственно о президенте РФ.

Какую информацию поставлял MI6 66-летний Скрипаль, мы не знаем, но очевидно, что никакими военными секретами (ГРУ — военная разведка) он обладать уже не мог по определению — его раскрыли в 2004 году, а вывезли в Европу и обменяли на Анну Чапман и других девятерых российских шпионов в 2010-м.

Нет, в тихом парке английского городка Солсбери не просто убивали предателя — посылали сообщение всем тем, кто вздумает мазать грязью белые одежды отца нации, раскрывать информацию о деталях его личной, в том числе и материальной жизни — его и ближайшего окружения.

Задумайтесь: после объявления войны Западу, после предупреждения, что без России мира нет, Путин перепугал насмерть многие десятки очень, фантастически богатых россиян, которые зримо увидели, как их активы и собственность будут арестовывать западные спецслужбы, их счета, счета их детей и внуков — замораживать финансовые власти США и Европы, их компании, с таким трудом в последнее десятилетие отстроенные по (почти) западным лекалам начнут хиреть и чахнуть, лишенные кредитов, контрактов и западных технологий. Представили себе картинку? В день обнародования послания и объявления новой гонки вооружений Путин поставил большой и жирный крест на том, что санкции будут сняты, что жизнь вернется опять туда, в те времена, когда можно было делать деньги в России, а жить на Западе. И, главное, оказалось поставлено под удар самое важное: спрятанные там, на Западе, от глаз ФСБ и СК,  в сложных схемах, разработанных самыми дорогими западными адвокатами, состояния, которые должны перейти детям и внукам и тем обещать их владельцам практически бессмертие. Вот всем им посредством экс-сотрудника ГРУ Скрипаля и его несчастной дочери Юлии и послана весточка: шаг вправо, шаг влево — ничего конкретного, догадайтесь сами, но помните: мы у вас за спиной. И за спиной ваших детей — тоже.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.