Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Картина мира

#Суд и тюрьма

Чавес: пальцы веером

10.02.2010 | Франс Илья | № 04 от 08 февраля 2010 года

Вслед за электричеством в Венесуэле отключают независимые телеканалы

Кнопки для президента. Вслед за веерными отключениями электроэнергии в Венесуэле начали отключать независимые телеканалы. Но терпение многих сограждан Уго Чавеса на исходе  

145-45-01.jpg

В Венесуэле национальные праздники, согласно одному из излюбленных тезисов Уго Чавеса, «повод не для веселья, а для раздумий о судьбе боливарианского социализма». Начало 2010 года показало, как тезис воплощается в жизнь. 23 января венесуэльцы отпраздновали 52-ю годовщину восстания против диктатуры генерала Маркоса Переса Хименеса. Затем всю ночь напролет власть «думала». А на следующий день приказом министра инфраструктурных и строительных работ Диосдадо Кабельо, бывшего армейского сослуживца Чавеса, всем кабельным сетям было предписано прекратить вещание оппозиционного телеканала RCTV (Radio Caracas Televisioїn).

Репетиция закрытия

Телеканал обвинили в нарушении закона о вещании, принятого по инициативе Уго Чавеса в 2004 году. Всем теле- и радиостанциям теперь предписано в определенное время транслировать речи и обращения президента, порой затягивающиеся на несколько часов, а также ежедневно не менее 15 минут эфирного времени выделять для «социальной рекламы». В трактовке местных властей это выглядит так: например, по ТВ идет фильм, и вдруг на экране появляется лозунг, прославляющий либо боливарианский социализм, либо лично Уго Чавеса, либо один из социальных проектов властей.
Вообще-то Чавес убрал из свободного эфира RCTV, телеканал почти с полувековой историей, еще в 2007 году: президент обвинил тогда RCTV в соучастии в попытке госпереворота и запретил продлевать ему лицензию на вещание. Метровую частоту, на которой вещал основной RCTV, «кнопку № 2», отдали вновь созданному Венесуэльскому социальному телевидению, где все ответственные посты заняли члены правящей Единой социалистической партии Венесуэлы (ЕСПВ). Но у RCTV оставался еще и свой дециметровый кабельный канал. Теперь подобрались и к нему. Нетронутым пока остается только один оппозиционный телеканал — Globovision. Надолго ли? Выступая недавно в парламенте, министр Кабельо обрушился с угрозами на Globovision, хотя тот пока не дает законного повода для репрессий. «Они (власти) добивают один оппозиционный телеканал и одновременно репетируют закрытие другого, — поясняет в разговоре с The New Times продюсер Эрмина Фернандес, работающая в венесуэльском бюро арабского телеканала «Аль-Джазира». — Прежде чем закрывать Globovision, они хотят предугадать реакцию людей».
Власти дождались — люди отреагировали.

Правдивые новости

В тихом скверике в центре Каракаса, рядом с площадью Венесуэлы, небольшой постамент из белого мрамора. Еще пять лет назад на нем стоял прекрасный памятник Христо­фору Колумбу. Потом первооткрывателя Америки убрали: Колумб, согласно Чавесу, «провозвестник колониального рабства», так что — долой его! Сегодня и в сквере, и на площади многолюдно: на акцию протеста собираются студенты столичного университета. Активис­ты прорабатывают маршрут демонстрации: от парка Миранда к зданию государственного телеканала VTV, главного оплота официальной пропаганды. Цель акции — отстоять независимые телеканалы.
Родерико Наварро, студенческий активист, сообщает перед камерами иностранных телекомпаний, что по приказу президента в Каракас стянуты большие силы полиции и национальной гвардии. Но Родерико и его друзей это не пугает: «Мы намерены мирным путем отстаивать право на свободный доступ к информации». Рядом стоит группа студентов, приехавшая в Каракас из Университета Мериды, столицы одноименного штата в венесуэльских Андах. Они привезли важные новости из провинции, о которых не говорят подконтрольные властям СМИ: население крайне недовольно недавним решением правительства о веерных отключениях электроэнергии. «В Каракасе Чавес испугался отключать электричество, а мы у себя в Мериде сидим без него по 12 часов в сутки», — рассказывают приезжие. По их словам, с конца января по всей стране — в Мериде, Маракайбо и даже родном для Чавеса штате Баринас — идут демонстрации протеста. Власти бросили против безоружных людей национальную гвардию, в Мериде в ходе столкновений погиб подросток. Не чурается власть и откровенной подлости, расправляясь со студенческими лидерами руками местного криминала.

«Чавес, не ври нам!» 145-46-01.jpg

Перед тем как отправиться к зданию телевидения, некоторые студенты надевают на головы пластиковые строительные каски с эмблемами «Демократического действия» — старейшей социал-демократической партии страны. «Чавес, не ври нам! – скандируют манифестанты. Прохожие подхватывают эту речовку. Служащие офисов, банков, магазинов выбегают на террасы и тротуары, разворачивая национальные флаги в знак солидарности с протестующими против госпропаганды.
Слоган телеканала VTV — «телеканал всех венесуэльцев». В выпусках новостей дикторы браво рапортуют о достижениях боливарианского социализма. Канал часами транслирует выступления Чавеса. В прямом эфире министры, военные, руководители госпредприятий, партийные активисты отчитываются перед команданте, заканчивая рапорт лозунгом, позаимствованным Чавесом у братской Кубы: «Социализм или смерть! Мы победим!». Чавес одних хвалит, других всенародно отчитывает в прямом эфире — многим венесуэльцам из трущоб и деревень это очень нравится. По вечерам показывают грубовато сделанные документальные фильмы, в которых разоблачаются империализм, олигархи, сионисты. Обласканные властью журналис­ты, по примеру вождя, любят порассуждать о «внешних врагах» и молчат о безобразиях, творящихся внутри страны. На VTV ни слова о январских волнениях в центральной тюрьме Каракаса, в результате которых погибли 10 заключенных. Телевидение, существующее на деньги налогоплательщиков, не может выражать лишь точку зрения власти, убеждены протестующие студенты. «Мы — часть венесуэльского народа и не считаем, что «телеканал всех венесуэльцев» отражает наши взгляды», — говорит венесуэлец арабского происхождения Низар эль Факим, глава совета студентов католического Университета «Андрес Бельо». Уго Чавес «ведет информационную войну против своего народа», убежден эль Факим.

Непрофильный актив

Пока Чавес отключает телеканалы в Венесуэле, государственная нефтяная корпорация PDVSA покупает их за границей. На прошлой неделе Рафаэль Паниагуа, управляющий компании Albanisa, никарагуанского партнера PDVSA, объявил о покупке 51% акций оппозиционного никарагуанского телеканала Telenica. В «непрофильные активы» венесуэльского ТЭК тот попал по наводке самих никарагуанских властей. Купили по дешевке, «всего за $10 млн», похвастался сеньор Паниагуа. Зато теперь Telenica, по его словам, «будет строить вещание на принципах, исповедуемых альянсом стран АЛБА («Боливарианский альянс для народов нашей Америки». — The New Times)». Что это за принципы, чиновник не уточнил. Формальная цель АЛБА — экономическая интеграция. Только вряд ли ради одного этого Уго Чавес стал бы покупать зарубежный телеканал. Во времена веерных отключений электричества самое время подумать о дополнительной «социальной рекламе».



Всего в Венесуэле 13 общенациональных метровых телеканалов. Из них под контролем государства — 5, остальные 8 — частные, сторонящиеся общественно-политической тематики и ориентированные на спортивное и развлекательное вещание.

В состав альянса АЛБА входят девять стран Латинской Америки и Карибского бассейна: Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Гондурас, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины. Как международная организация и суб­региональное интеграционное объединение альянс был создан в 2004 году по инициативе Уго Чавеса и Фиделя Кастро. Официальная цель — содействие торговле и кооперации между ее участниками.

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.