#Column

#Суд и тюрьма

Пакт Черчилль — Рузвельт — Сталин

05.02.2010 | Новодворская Валерия | № 03 от 01 февраля 2010 года


Я не бог весть какой стратег, но мне кажется, что если бы Гитлер просто захапал Чехословакию, без Мюнхенского соглашения, то это все-таки не имело бы таких ужасных последствий для человечества. Ну исключили бы Германию из Лиги Наций. Но по крайней мере, это не означало бы ни «зеленой улицы», ни carte blanche. Глядишь, рейх бы споткнулся и, прежде чем напасть на Польшу, призадумался. А без пакта Молотова — Риббентропа у Гитлера и вовсе не было бы гарантий и крепкого тыла. Глядишь, не пошла бы расчетливая Германия на такой «авось».
Но «договорчики» черт знает с кем прочно вошли и в теорию, и в практику цивилизованного мира. 4 февраля минет 65 лет со дня начала знаменитой (и пресловутой) Ялтинской конференции. Едва ли это событие будут шумно отмечать в Крыму. На 60-летие уже пытались. Даже хотели поставить монумент: Сталин, Рузвельт и Черчилль сидят рядком и говорят ладком. Но тут вмешались крымские татары под руководством матерого политзэка Мустафы Джемилева, превращенные тем же Сталиным в диссидентов (с помощью теплушек). К их заявлению, что скульптуру взорвут, крымские власти отнеслись серьезно, тем более что взрывчатку обещал лично заложить один из глав местной администрации. Даже не позволили сделать скульптурную группу с пустым сталинским стулом, потому что это означало бы скорое возвращение тирана.
Что же обсуждалось тогда в Ялте? В Тегеране речь шла о военных делах. А в феврале 1945-го Второй фронт действовал вовсю, как и Первый, дело шло к разгрому Германии, Гитлеру оставалось три месяца, а таких инцидентов, как немецкое контрнаступление в Арденнах, все равно никто предвидеть не мог. Почему было не поступить по Высоцкому: «…Один закон, один конец, коли-руби фашистского бродягу»? Потому что под прикрытием военного братства и антигитлеровской коалиции была в очередной раз предана Польша. СССР получил границу с ней по «линии Керзона», то есть по положению о разделе Польши в злополучном пакте Молотова — Риббентропа. Польское правительство в изгнании, находившееся в Лондоне и признанное СССР, было уже отвергнуто. Сталин получил право на создание в Польше нового правительства. Это означало, что Польша станет протекторатом СССР, что ее заставят строить коммунизм.
Греция осталась в сфере влияния западных держав, зато Румынию предоставили СССР. Югославию обозначили как пятьдесят на пятьдесят, то есть влияние пополам. И это уже заслуга Тито, что югославскую обувь и одежду можно было носить, что в СФРЮ была еда и побольше прав и свобод. В будущей ООН Сталин получил три голоса: для СССР и для безгласных Украины и Белоруссии.
Наконец, в вопросе о беженцах из СССР было оговорено, что они будут репатриированы вне зависимости от их желания. И это предопределило страшную судьбу насильно отправленных к Сталину беглецов из СССР.
Ялта — это был не просто компромисс, но бесполезное и бездарное предательство. Если бы этой конференции вообще не было, Сталин, конечно, не отдал бы оккупированных им территорий. Однако не состоялась бы кошмарная диктатура Чаушеску, не было бы мученичества Польши, и советским бонзам не было бы так легко вводить танки в Будапешт в 1956-м и в Прагу — в 1968-м. Все равно Сталин не отказался бы от идеи брать Берлин. Но не было бы круговой поруки, и советская Империя Зла не протянула бы так далеко свои щупальца.
С тех пор так и повелось. В Хельсинки, на заседаниях ОБСЕ и всяких «восьмерок» и «двадцаток» диктатуры и автократии садятся не просто рядом с партнерами, а им на голову. И добивают слабых (Тибет, Чечню, Грузию) под ласковый шелест слов о демократических ценностях.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.